главная страница
о докторе
контакты
остеопатия
лечение
первичный прием
эстетика лица
цены на услуги
обучение

новый номер

общие вопросы

общие остеопатические техники

мышечно-энергетические техники

фасциальные техники

жидкостные техники

невральные техники

трасты

оригинальные техники Эндрю Стилла

кранио-сакральная терапия

висцеральная терапия

остеопатическая косметология

биодинамика

психодинамика

кинезиология

контакты

архив номеров



Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении
            Остеопатические воззрения (03).


Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (01)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (02)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (03)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (04)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (05)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (06)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (07)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (08)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (09)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (10)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (11)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (12)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (13)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (14)


движение - ключ к диагностике и лечению

Этот документ был представлен в 1979 году на конференции Краниальной Академии,
организованной Краниальной Образовательной Организациенй Сазерленда.

движение — это не сама жизнь. Движение — это проявление жизни. Чудо жизни
выражается в движении, от потока электронов вокруг ядра и до живых существ,
которых мы называем вирусами, бактериями, грибками, растениями, животными и
людьми. Жизнь можно обнаружить в море, на земле и в воздухе — возможно, даже в
другой вселенной. Человек приспособился к жизни в каждой из этих сред.

В словаре Вебстера (Webster) дается следующее определение движения: «акт
или процесс перемещения; прохождение тела от одного места к другому; факт
перемещения всего тела или любой из его частей; в механике — комбинация
движущихся частей; механизм».

Дорланд (Borland) дает 30 определений движения. Вот некоторые из них: 1.
Процесс перемещения. 2. Активное движение — перемещение, осуществленное при
помощи мышц человека. 3. Автоматическое движение — движение, порожденное
внутри организма, непроизвольно. 4. Сообщенное движение — производится
действием внешней силы. 5. Пассивное движение — любое движение тела,
осуществленное под воздействием силы, находящейся вне организма. 6. Рефлекторное
движение — непроизвольное движение, вызванное слабым внешним раздражителем,
действующим через нервный центр. 7. Спонтанное движение — порождено внутри
организма. 8. Коэффициентное движение — движение головной части тела по
отношению к зафиксированной хвостовой части. 9. Броуновское движение —
танцующее движение мельчайших частиц, находящихся в жидкой среде. Эти девять
определений очень важны для данной дискуссии. Например, восьмое определение:
«Коэффициентное движение — движение головной части тела по отношению к
зафиксированной хвостовой части» очень ясно определяет то клиническое состояние,
которое мы обнаруживаем при травмах типа «удар хлыста» или после сильного
падения на ягодицы, при котором заторможенное непроизвольное движение крестца
способствует движению головы относительно зафиксированной хвостовой части.

Как остеопаты мы имеем дело с движением и перемещением внутри каждого
конкретного пациента. Когда человек здоров, он не нуждается в наших услугах. Его
жизнь и проявляющееся внутреннее и внешнее движение и перемещение, а также его
анатомо-физиологические механизмы функционируют в свободном состоянии. Все его
системы, как произвольная, так и непроизвольная, работают для того, чтобы
поддержать гомеостатический баланс функционирования внутри его организма, и
человек реагирует на естественную взаимосвязь и соотнесенность со специфическим
окружением внешнего мира движения и перемещения.

Во время обучения профессии остеопата мы расчленяли то тело, в котором мы
живем, анатомически и физиологически. Мы давали названия и описывали
функционирование всех частей сложной системы клеток, жидкостей и механизмов
частей тела и их движений. Однако на самом деле наше анатомо-физиологическое тело
само себя не подразделяет на те многочисленные части, которые известны нам как
остеопатам. Это физическое функционирующее тело никак не определяет свои
многочисленные части и действия. У него нет названия, и даже наше имя также не
является этим названием. Это безымянное тело, которое мы используем в нашей
повседневной жизни, оно постоянно осуществляет простую взаимосвязь, как со своим
организмом, так и со своим окружением.


52

Это очень важный момент. Как остеопаты мы нуждаемся в детальном знании
анатомии и физиологии, приобретённых нами для расширения области нашей
аналитической осведомленности о потребностях пациентов. Тело наших пациентов не
нуждается в таком детальном знании. Жизнь в теле и ее проявляющееся движение и
перемещение работают как единый механизм для того, чтобы проявлять здоровье,
сопротивляться и побеждать болезни, а также корректировать или приспосабливаться к
травмам.

Мы говорим о холистической медицине и о холизме — «философии
целостности», однако в современной практике очень часто мы имеем дело лишь с
теорией, не находящей своего применения на практике. Мое собственное тело, как и
тела моих пациентов — безымянные, поскольку они испытывают на себе холизм —
предоставляют мне, остеопату, преимущество использовать в своей практике клинически
используемые холистические принципы при проведении диагностических и лечебных
процедур. Ресурсы как моего собственного тела, так и тел моих пациентов,
проявляющееся в них движение и перемещения, как значительные, так и ограниченные,
обладающие свойственной им потенцией, позволяют мне как остеопату при лечении своих
пациентов предоставить возможность физиологической внутренней функции проявить
свою безошибочную потенцию вместо того, чтобы использовать слепую силу извне.

Наши безымянные тела обладают другими ресурсами, которые способствуют
усложнению, усилению и укреплению всего функционирования наших внутренних и
наружных органов. У нас есть имя, которое нам дали наши родители. У нас есть наше
эго, разум и эмоции. Эти три компонента — эго, разум и эмоции — также являются
проявлениями жизни как движения и перемещения с частотой, отличной от частоты
функционирования физической и физиологической структур нашего безымянного тела.
Все три компонента являются неотъемлемой частью нашей холистической природы, и
их следует включить в наше существование. Эго, разум и эмоции создают области
проявляющихся движений и перемещений, способности которых изменяться или
варьироваться настолько же многочисленны, насколько различны все люди на земле.
Здесь снова наше безымянное тело реагирует и отражает естественную взаимосвязь и
соотнесенность с многочисленными переменными величинами этих областей эго,
разума и эмоций.

Можно сравнить тело человека, выражающего гнев всем своим существом, с
телом человека, выражающего безмятежность и находящегося в состоянии
абсолютного покоя и созерцательного безмолвия. Очевидно то влияние, которое
оказывает напуганная мать, на своего травмированного ребенка. Однажды ко мне на
прием принесли ребенка, который упал с высокого стульчика и находился без сознания.
Его мать сидела рядом со мной, пока я проводил обследование малыша. Я аккуратно
осмотрел ребенка, пока он был без сознания, и не обнаружил никаких физических
повреждений. Тогда я сказал его матери: «Беспокоиться не о чем. С ребенком все в
порядке». Она воскликнула: «Слава богу!» и расслабилась. В то же самое мгновение
ребенок как бы отреагировал на ее состояние, закричав и задвигавшись почти
нормально. Опасения матери способствовали наступлению неподвижного состояния
ребенка.

Мы коротко поговорили об общей целостности проявляющегося движения и
перемещения в безымянном теле, способном реагировать на внутреннее и внешнее
окружение и отражать его как единицу функционирования внутри себя. Мы добавили к
этому многочисленные переменные величины, на которые могут повлиять эго, разум и
тип движения и перемещения. Это не является взаимоотношением причины и
следствия. Это полностью индивидуальные, со стороны пациента или остеопата,
взаимоотношения, со своим внешним или внутренним окружением.

Существует еще один фактор, который мы должны включить в наш
клинический холистический подход, и который является самой жизнью, вызывающей


53

движение и перемещение безымянного тела и различных областей эго, разума и
эмоций. Если вы обладаете жизнью как фактором, проявляющимся в движении и
перемещении на всех уровнях от крупных движений до малейших электронных
уровней в клеточном функционировании или областей эго, разума или эмоций, то
следует изучать и развивать жизнь как фактор до тех пор, пока она также не станет
частью клинического опыта параллельно с клиническим развитием движения и
передвижения как проявлений этой жизни.

Вы можете назвать это Жизнью, Потенцией или любым другим термином,
который понравится вам как остеопату. Этот фактор присутствует как во мне, остеопате, так и в
каждом живом существе, живущем на земле, — в том числе и в пациентах. Этот фактор
жизни может быть разработан и использован остеопатом при индивидуальной работе с
организмом каждого пациента. Интересно отметить тот факт, что отношение остеопата или
пациента к жизни как к фактору также имеет индивидуальную основу, подобно
индивидуальной основе безымянного тела. Жизнь находится вне переменных величин
эго, разума или эмоций. Она просто есть. Каждый остеопат, который стремится понять и
использовать жизнь как фактор, активно участвующий в клинической практике, должен
развить свое собственное понимание и получить необходимый для самообучения опыт.
Я не могу научить вас, а вы не можете научить меня, как именно следует включить этот
фактор жизни в наше ежедневное использование и в лечение конкретных пациентов.
Это нечто такое, чему можно научиться, однако для этого требуется приложение
индивидуальных усилий.

Итак, мы поговорили о движении и перемещении в безымянной физиологии
тела, и в названной физиологии тела, включающей в себя эго, разум и эмоции. Любое
движение или перемещение являются эффектами, которые могут быть либо
мыслительными процессами, либо эмоциональными переживаниями, либо
физиологическими механизмами тела. Для того, чтобы обнаружить движение или
перемещение, необходимо принимать во внимание автоматические, подвижные
подвешенные неподвижные точки — точки опоры, которые обеспечивают
существование этих движений и перемещений. Остеопат может почувствовать движение и
перемещение при помощи своих сенсорных навыков. Сосуществующие подвижные
точки опоры, сосредотачивающие в себе движение, требуют от остеопата использования
его сознательной осведомленности об их существовании. Очень важно для остеопата знать
о существующих точках опоры, а также получить сенсорный опыт движения и
перемещения во время проведения диагностических и лечебных программ при работе с
пациентами.

Нижеследующие критерии для остеопата и пациента могут быть обнаружены в
физиологическом функционировании тела. Наша безымянная физиология тела
обладает четырьмя основными структурами движения и перемещения, пятью
сенсорными характеристиками, которые используются остеопатом при диагностике, а
также пятью основными принципами возможных методов лечения.

Четыре основные вида движения и перемещений:

1.  Нейро-мышечно-скелетное движение и перемещение; также можно это
назвать произвольными механизмами функционирования физиологии
тела.

2.            Вторичные реберные респираторные механизмы, которые приводят в
движение все ткани тела во время респираторных циклов дыхания.

3.            Непроизвольное краниосакральное колебание спинномозговой жидкости
и всей лимфатической системы с частотой 10-14 раз в минуту в здоровом
состоянии   при   ритмической   подвижности   и   мобильности.   Доктор
Вильям  Г.   Сазерленд  описал  это  общее  ритмическое  движение  и
перемещение как приливообразный феномен. Это означает, что в любой
десятиминутный  период  вся  физиология  тела  прошла  сквозь  цикл


54

движения со сжиманием и наружной ротацией и растяжением с
внутренней ротацией 100 раз. Это мощный диагностический и
терапевтический инструмент.

4. Широкое движение типа прилив-отлив, которое происходит примерно
шесть раз за девятисекундный период времени, колеблющийся
механизм, который затрачивает приблизительно полторы минуты на
осуществление каждого ритмического цикла. Впервые я обнаружил
такой широкий прилив в моих пациентах десять лет назад, и я понятия не
имею о его источнике или основной природе. Это массивное ощущение
прилива с постепенным текучим распространением по всей физиологии
тела, а также постепенное отступающее движение, за которым следует
другое постепенное массивное распространение в соответствии с
ритмическим сбалансированным взаимообменом внутри и на
протяжении всей физиологии тела. Я проследил такое движение
одновременно в двух пациентах, и в обоих организмах оно
присутствовало, но у каждого оно имело свои характеристики. Это
мощный терапевтический инструмент, о котором речь пойдет ниже.

Все ресурсы физиологии тела, включающие четыре основных структуры
движения и перемещения, реагируют и отражают креативные напряженные состояния
нормального функционирования, осуществляемого через непроизвольные мембранные
и суставные механизмы первичного респираторного механизма и фасциально-
связочные суставные произвольные и непроизвольные механизмы остальной
физиологии тела. Эти же творческие напряженные состояния также можно обнаружить
в структурах стресса или напряжения, связанных со специфическими проблемами в
физиологии тела пациента. Иными словами, необходим баланс реципрокного
напряжения для поддержания гомеостатического состояния здоровья, а также для
поддержания специфических структур стрессов или напряжений в безымянной
физиологи тела.

В дополнение к сознательной осведомленности остеопата в его распоряжении
имеются следующие пять сенсорных способностей для оценки движения и
перемещения:

1.  Чувство обоняния для обнаружения запахов.

2.             Чувство вкуса для обнаружения химических веществ в пище и напитках.

3.             Чувство слуха для прислушивания к движению в функционировании
тканей.

4.             Зрение для наблюдения за движением и перемещением.

5.             Чувство   осязания   и   пальпации,   чтобы   чувствовать   движение   и
перемещение в безымянной физиологии тела.

Все сенсорные способности даны нам от рождения, и мы используем их без
сознательного усилия. Однако мы можем сознательно натренировать любую из них для
осуществления более глубокого уровня восприятия. В качестве примера можно
привести чувство обоняния производителя духов, чувство вкуса продавца вина или чая,
слух музыканта, кардиолога или специалиста по легким, а также зрение художника.

На то, чтобы действительно развить осязание и навык пальпации, могут
потребоваться месяцы или даже годы сознательного углубления познаний и опыта.
Потребуется терпение и тренировка на многих пациентах на протяжении долгого
периода времени, чтобы научиться чувствовать многочисленные оттенки движения и
перемещения в безымянной физиологии тела. Навыки искусства и науки пальпации
могут быть усилены в количестве и качестве при помощи обучения сознательно
проецировать чувство осязания от сенсорный области мозга сквозь руки при помощи
проприоцептивных нервных путей, а также тактильных окончаний, вместо того, чтобы


55

пассивно ждать, пока сенсорный импульс будет передан от рук к сенсорным центрам в
мозгу.

Другим важным фактором является признание того факта, что развитие
пальпаторных навыков — это индивидуальный опыт в квантовой механике.
Невозможно оставаться беспристрастным наблюдателем. Мы должны быть активными
и разумными участниками, разделяющими опыт движения и перемещения на всех
уровнях функционирования, от простейшего позиционного движения суставных
механизмов до глубокого уровня произвольного и непроизвольного движения и
перемещения во всей физиологии пациента.

Чем более чувствительной станет наша «участвующая» пальпация, тем большие
познания мы разовьем для оценки способности и ресурсов, присущих произвольному и
непроизвольному механизмам нашего пациента, для того чтобы приобрести
способность диагностической оценки и обеспечить терапевтические механизмы для
лечения многочисленных проблем, с которыми нам приходится сталкиваться как
остеопатам. Преимущества такого метода безграничны.

Концепция движения и перемещения широко применяется в терапевтических
дисциплинах, включающих все медицинские и хирургические подходы, психологию,
радиологию, физиотерапию, и другие дополнительные виды лечения. Все эти
дисциплины основаны на наборе принципов, специально разработанных для
использования в каждой сфере, а также для борьбы со специфическими проблемами
при проведении диагностики или клинического терапевтического восстановления
здоровья. Наша дискуссия будет являться продолжением описания того критерия,
который мы установили для некоторых основных видов движения, обнаруженных в
безымянной физиологии тела, а также для использования остеопатом своей сознательной
осведомленности, своих спроецированных сенсорных навыков и своих сенсорных
моторных способностей в соотношении с его пальпаторными обнаружениями как
участника.

Терапевтическими принципами, включенными в использование движения и
перемещений являются: 1. Преувеличение, 2. Освобождение, 3. Прямое действие, 4.
Противоположное физиологическое движение, и 5. Сжатие.

Искусство и наука пальпации с целью диагностической оценки, когда она
сознательно служит участником, не может быть отделена от терапевтических
принципов, поскольку это синхронный процесс в физиологическом функционировании
безымянного тела, когда остеопат работает с проблемой в пациенте. Причина этого проста.
Безымянное тело пациента развило в себе то заболевание, с которым он пришел к нам.
Наша внимательная оценка вместе с использованием нашей участвующей пальпации и
моторных навыков дает нам опыт структуры движения и перемещения внутри
организма пациента. Нашими действиями управляет движение и перемещение. При
оценке состояния пациента мы используем принципы, а не техники преувеличения,
освобождения, прямого действия, противоположного физиологического движения и
сжатия или комбинацию этих принципов для того, чтобы локализовать и
сфокусировать свое внимание на специфической природе движения и перемещения в
связи с недомоганием пациента. Это также начальные шаги, которые мы делаем при
лечении заболеваний. Процесс лечения продвинется на шаг дальше, когда мы
попытаемся найти точку или точки равновесия для этого нарушения движения или
перемещения, а также когда мы позволим внутренним физиологическим ресурсам и
потенциям безымянного тела обеспечить доступные исправления для проводимого в
данный момент лечения.

Этапы лечения можно описать следующим образом: Наши руки, наши
чувствующие движение пальпаторные навыки, участвующие в квантовой механике,
устанавливают определенные точки опоры для безымянной физиологии тела пациента
для того, чтобы пробудить и использовать ее движение-и-перемещение — внутренние


56

ресурсы, чтобы они выполняли работу по исправлению проблем и привели механизмы
в здоровое состояние. При помощи сознательной осведомленности, пальпаторных
навыков, а также сенсорных моторных навыков мы занимаемся поисками точек
равновесия структур движения-и-перемещения для каждого специфического
напряжения или напряжений; мы поддерживаем ткани на участках этих точек
равновесия; мы чувствуем как ткани и жидкости проходят сквозь период напряженного
состояния для разрешения проблемы; мы узнаем о наступлении периода спокойствия, о
неподвижности, перемещении равновесия реципрокного напряжения или
специфических точек опоры для данной проблемы; и мы чувствуем едва уловимое
разрешение проблемы в тканях и восстановление здоровья, которое следует за
исправлением. Физиология безымянного тела сделала всю работу, возможную для
лечения на данный день. В зависимости от потребностей пациента можно проводить
лечение одного или нескольких участков тела.

Эти пять принципов лечения являются именно принципами, а не техниками,
поскольку применение любого из них или их комбинации побуждают физиологию тела
к действию. Какие ресурсы задействованы? Любое расстройство изменяет четыре
основных структуры движения и перемещения: нейро-мышечно-скелетное
произвольное движение, вторичные реберные респираторные механизмы, ритмическое
непроизвольное колебание спинномозговой жидкости и лимфатической системы, а
также обширное движение типа прилив-отлив, имеющее ритмический цикл,
равняющийся одной с половиной минутам. Именно эти ресурсы, а, возможно, намного
больше обеспечивают нам те инструменты, которые необходимы для диагностики и
лечения с использованием пяти лечебных принципов.

И здесь снова будет интересно проверить, что когда мы достигли точки или
точек равновесия и поддерживаем ткани так, чтобы они прошли сквозь лечебный цикл,
творческие напряженные состояния безымянного тела демонстрируют преувеличение,
освобождение, прямое действие, противоположное физиологическое движение и
сжатие или их комбинацию изнутри самого тела, когда оно пытается пройти и
проходит сквозь спокойный период исправления — перемещения равновесия
реципрокного напряжения. Безымянное тело внутри себя использует тот же самый
набор принципов, которые мы как остеопаты употребляем для обнаружения точки
равновесия, позволяющей телу пройти сквозь лечебный цикл.

Короткое замечание относительно обширного приливообразного движения и
перемещения как терапевтического инструмента. Не всегда легко его почувствовать в
каждом пациенте. Если его можно проследить, оно является более мощным
ощущением текучего распространения приливообразных жидких волн, проникающих в
узелки мембранных и фасциальных оболочек на протяжении всего тела. Если вы
бывали на морском берегу и видели накатывающиеся волны прилива, заполняющие все
бухточки и трещины в прибрежных скалах, вы получите представление об этом типе
обширного функционирования прилива. Во время стадии отлива волны отступают от
мембранных и фасциальных узелков и снова возвращаются во время следующего
приливного ритмического цикла. Это мощный терапевтический инструмент, поскольку
остеопат может почувствовать, как на протяжении десятков или сотен минут происходит
мембранная суставная и фасциально-связочная суставная коррекция — соединительная
ткань обогащается от некоторого источника, который приводит ее в рабочее состояние
в самой эффективной фазе жизненного функционирования. Используя наши
участвующие пальпаторные и сенсорные моторные навыки, можно научиться
обнаруживать и использовать этот широкий прилив, не обязательно при проведении
лечения каждого пациента, но часто достаточно для того, чтобы сделать его проявления
интересными и продуктивными.

В заключении я хочу сказать, что оба мы — я как остеопат и мой пациент как
личность — одарены жизнью, которая проявляется в движении и перемещении. Мы


57

испытываем на себе ресурсы этого дара на всех уровнях нашего организма — в нашей
духовной осведомленности, в нашем эго, разуме, эмоциях и функционировании
безымянного тела. Очевидно, что мы как остеопаты можем использовать это
проявляющееся движение и перемещение в качестве ключей к диагностике и лечению
наших пациентов. Мне бы хотелось закончить эту лекцию, задав вам вопрос: «Что
является ключом к движению?»


58

 

Эндрю Тейлор Стилл: Врачинженер гуманист

Этот документ был представлен в 1985 году на мемориальных чтениях, посвященных

Скотту в Керксвиле, штат Миссури.


наука    остаопатия    занимается    изучением    человеческого    тела,    когда    оно
функционирует в здоровом состоянии.

Врач

Доктор Эндрю Тейлор Стилл объявил об открытии науки остеопатии 22 июня
1874 года. Это произошло после многих лет интенсивных изучений, наблюдений,
скептицизма, горя, связанного со смертью его родственников, и работы фронтовым
врачом на Среднем Западе во время гражданской войны. Неудовлетворенный
медицинскими средствами своего времени он занялся поисками нового, жизненного
знания о детальном анатомо-физиологическом функционировании всех структур
человеческого тела. Его лабораторией были его пациенты, которых он лечил в своей
повседневной практике, а также наблюдения, которые он сделал над животными
формами фронтовой жизни. Его «открытие» было накоплением и синтезом
исследования всей его жизни.

Спустя двадцать пять лет он опубликовал свою автобиографию, в которой
подтвердил свое открытие науки остеопатии как жизнеспособный жизненный опыт
внутри каждого человека, который ищет возврат к здоровью. Роль доктора Стилла в
этом процессе заключалась в его детальных познаниях в области анатомии и
физиологии, функционирующих в здоровом состоянии для каждого человека, а также в
его способности использовать свои руки и навыки для направления ресурсов живых
механизмов пациента к возврату здорового функционирования в качестве реакции на
потребности пациента.

В 1910 году после 35 лет остеопатической практики доктор Стилл опубликовал
свою книгу «Остеопатия: Исследование и Практика», в которой снова подтвердил все
истины, обнаруженные в 1874 году. В этой книге речь идет о понимании анатомии,
физиологии, врожденной жизненной силы в каждом живом существе, а также об
использовании остеопатом этих принципов анатомии и физиологии внутри живого
пациента для восстановления здоровья. Тридцать пять лет он занимался испытанием
этих принципов. Доктор Стилл знал основную анатомию и физиологию живого тела,
мог изобразить в своем уме механизмы здоровья в каждом человеке, а также развить
квалифицированный мануальный корректирующий подход к физиологии тела
пациента, чтобы управлять ее возвратом к здоровому функционированию. Доктор
Стилл знал эти принципы и, что более важно, использовал их и наблюдал за
результатами — возвратом здоровья внутри и снаружи в пациентах, обращавшихся к
нему за помощью.

Принципы, которые доктор Стилл открыл НО лет назад, в 1874 году,
применимы и актуальна по сей день, в наш 1985 год. Термину «принципы» словарь
дает следующее определение: «1) Первичный источник, первопричина, причина чего-
либо, 2) естественная или подлинная тенденция или дарование». Эти определения
описывают фундаментальные концепции, которые выдвигал доктор Стилл.

Чтение работ доктора Стилла оказывает освежающее воздействие, и в них легко
обнаружить сотни цитат, касающихся прямого, индивидуального общения между
доктором Стиллом и его пациентами. Открытия доктора Стилла предоставили ему
понимание того факта, что эти активные принципы и концепции неотъемлемо живы в
мозгу, в теле и душе каждого пациента; что первостепенной задачей для остеопата является


59

«обнаружение здоровья» в каждом человеке, «который может обнаружить у себя
заболевание»; что ресурсы живого тела доступны для проницательного остеопата,
использующего представление в уме и пальпаторные навыки для оценки физиологии
тела в здоровом состоянии, так же как и при травме; что живое тело пациента обладает
свойственными ему инструментами, при помощи которых можно стимулировать и
вызывать самозаживляющие принципы, доступные изнутри пациента.

Инженер

Хочу процитировать отрывок из предисловия к книге доктора Стилла
«Остеопатия: Исследование и Практика»:

Остеопатия основана на совершенстве работы Природы. Когда все части
человеческого тела находятся в хорошем состоянии, мы здоровы. В противном
случае возникает заболевание. Когда части тела выправляются, болезнь уступает
место здоровью. Работа остеопата состоит в приведении тела из ненормального
состояния к нормальному; после этого ненормальное состояние уступает место
нормальному и результатом нормального состояния является здоровье.'

В этих словах выражена мечта инженера о живой машине, способной оставаться
в здоровом состоянии на протяжении многих десятилетий, о машине, доступной для
использования инженера. Каждое прожитое десятилетие несет с собой изменение
«нормального» состояния здоровья для определенного периода, в который наблюдается
пациент. С точки зрения инженера, что является здоровьем для данного мужчины или
женщины в возрасте от 13 до 19 лет? Как оно изменяется в этих же людях, когда им
исполняется тридцать или сорок?

Нормальное здоровье физиологии тела — это такое состояние жизни, которое не
поддается определению. Нормальное и есть нормальное, и оно является жизненным
опытом и принципом. Если нормальное состояние здоровья нельзя определить, его
можно описать как два уровня функционирования: первый уровень — это основная
непроизвольная подвижность и моторика в физиологии тела на протяжении всей
жизни, а второй — произвольная подвижность в физиологии тела в нашей
повседневной жизни. Движение — это не сама жизнь. Движение — это проявление
жизни. Инженер-врач обладает преимуществом исследовать как непроизвольную, так и
произвольную мобильность в физиологии тела пациента и определить качество
механизмов здоровья в этом человеке. Иными словами, проявление «нормального»
состояния изнутри организма пациента обеспечивает те движение и функцию,
называющиеся здоровьем, чтобы продемонстрировать себя наблюдающему инженеру.
Так как целью каждого пациента является возвращение к нормальному состоянию,
очень важно, чтобы остеопат знал, чем является здоровое функционирование для организма
пациента, который обратился к нему за помощью.

В приведённом отрывке из книги доктора Стилла акцент делается на
нормальном состоянии здоровья в живом человеческом теле. Во всех работах учёного
внимание фокусируется на здоровье. Вторым уроком, который следует извлечь из
данной цитаты, является тот факт, что наличие любого заболевания и/или травмы в
физиологии тела является лишь следствием, отклонением от нормального положения и
функционирования в тех областях, в которых было обнаружено это заболевание или
травма.

Здоровье является живым принципом живого тела, и ему нельзя дать
определения. Причина и следствие являются принципами физиологии тела, которые
могут быть определены при наличии заболевания или травмы.

Например, у пациента было обнаружено растяжение лодыжки с возможным
разрывом связок. Лодыжка испытывает симптомы, ее функционирование нарушено,


60

однако это лишь следствия, а не причина заболевания. Возможно, пациент пытался
опереться при падении вытянутой рукой или руками. Вероятно наличие отклонений от
нормального состояния на некоторых участках тела пациента, и каждый из этих
участков представляет собой причину, способствующую конечному развитию
растяжения связок лодыжки. Возможно, это был ненормальный вывих колена или
вертлужной впадины правой или левой ноги, растяжение поясничных мышц или же
связочное суставное растяжение руки или кисти от удара о землю во время падения.
Накопленные результаты всех этих отдельных участков тела в сумме являются общей
причиной поражения лодыжки. Каждый из этих участков должен быть оценен, и
следует назначить восстанавливающее лечение для улучшения здорового
функционирования на затронутых участках, также как и на лодыжке. С возвратом
нормального состояния здоровье снова проявится в лодыжке, и даже оборванные
связки осуществят более полное восстановление функционирования в тканях.

Заболевание является другой формой отклонения от здоровья и, подобно
растяжению связок лодыжки, также лишь следствием. Болезнь может принять
множество форм, от длительных проявлений, таких как ревматоидный артрит, который
длится годами, до относительно коротких заболеваний, таких, как долевая пневмония.
Больное легкое в случае долевой пневмонии не является причиной чего-либо. Это ряд
следствий, которые образуют специфическую структуру как отклонение от
нормального состояния. Здоровье возвращается в легкие, когда все проявления
устранены. Для того, чтобы оценить степень восстановления и назначить лечение для
исчезновения причины состояния болезни, нужно работать на участках физиологии
тела, которые позволили легкому понизить сопротивляемость к заболеванию, а также
позволили развиться структуре, названной долевой пневмонией. Следствие — это
больное легкое. Необходимо обнаружить участки причины, которые способствовали
наступлению этого результата, в жидкостях, в мышцах и в сочленениях костей,
которые контролируют кровоснабжение легкого, венозный и лимфатический дренаж от
легкого и грудной клетки, автономную нервную систему, контролирующую вторичные
респираторные механизмы, колебание органов выделительной системы, а также
пробуждение иммунной системы, влияющей на больное легкое. Иными словами,
действие восстанавливающего лечения должно быть направлено сквозь участки
причины для восстановления здоровья в области проявления заболевания, а не просто
для устранения симптомов.

Каждый год выходят из печати буквально сотни книг и газет, посвященных
комплексам симптомов, клиническим синдромам, описанию состояний болезни,
диагностическим и лечебным программам для лечения травматических случаев, а
также советам для сохранения здоровья. В этих книгах содержатся многочисленные
законы, принципы и концепции, объясняющие сущность этих расстройств. Термин
«причина» служит в качестве опоры другим объяснениям обсуждаемой клинической
проблемы. Опубликованный материал обоснован в рамках познаний его автора. На
сегодняшний день существует бесконечное множество всевозможной информации.

С другой стороны, доктор Стилл предлагает вниманию врача-инженера два
основных принципа, исходя из своего открытия, сделанного в 1874 году: 1) Принцип
здоровья в физиологии живого тела в костях, тканях и жидкостях; 2) Признание того
факта, что болезнь и/или травма являются лишь последствиями и подчиняются
принципам причины и следствия в физиологии тела в костях, тканях и жидкостях. Для
того чтобы понять доктора Стилла, необходимо осуществить на практике его работу
такой, какой он открыл ее, и использовать те принципы, которые он провозгласил.

Гуманист

«Гуманист — это человек, посвятивший себя улучшению благоденствия
человечества, особенно благодаря устранению боли и страданий». Применяя это


61

определение, данное словарем, к доктору Э.Т. Стиллу, необходимо его углубить,

добавив к нему следующую фразу: «особенно благодаря восстановлению здоровья

изнутри».

Работа   доктора   Стилла   началась   в   тот   час,   когда   он   отвернулся   от

неэффективных лечебных методов своего времени. Описывая свое открытие науки

остеопатии 22 июня 1874 года, он заявляет:

...Я был опустошен — не в сердце, но во вместилище разума. Этот свод был
тогда в очень жалком состоянии для того, чтобы в него проникла стрела, несущая
принципы остеопатии. ... Часть того дня я провел в одиночестве, размышляя над
этим, и тогда при помощи силы разума я понял, что слово «Бог» означает
совершенство во всем и везде. С этого дня я начал проводить тщательное
исследование при помощи микроскопа разума, чтобы доказать утверждение,
которое часто делают, о том...что совершенство Божества может быть доказано
его работой.2

Доктор Стилл взял на себя задачу проводить исследования, экспериментировать,
изучать, тестировать, думать, чувствовать и работать со всеми скрытыми факторами,
которые заключают в себе принципы науки остеопатии. Это был неожиданный прорыв
для человека, который перешел от «устранения боли и страдания» к «восстановлению
здоровья изнутри».

Существует много аспектов знания и понимания, которым можно научиться у
физиологии живого тела пациента. Существует множество живых диагностических и
лечебных навыков, которые могут быть использованы в связи с развитием
чувствительной координации живого врача, работающего с живым пациентом для
достижения восстановления здоровья.

Я умышленно делаю акцент на слове живой- Открытие доктора Стилла
включает в себя признание того факта, что человеческое тело — это машина,
управляемая невидимой силой, зовущейся Жизнью. Именно «жизнеспособность»
человеческого тела позволяет ему реагировать на тесты, техники и инструменты
медицинской науки, от высоко технических достижений в области
компьютеризированных измерительных приборов и магнитного резонанса изображения
до развития вакцин, которые уничтожили некоторые неизлечимые болезни
человечества, усовершенствованных антибиотиков и других лекарств, тонкой хирургии
на сердце и так далее. За последние шесть-десять лет было сделано больше
всевозможных достижений, чем за последние 50 лет. В результате этих достижений
были спасены многие тысячи жизней.

Медицинская и остеопатическая науки не состязяются друг с другом. Обе они
зависят от «жизнеспособности» человеческого тела, с присущим ей жизненным
принципом. Ни одна из них не смогла бы получить реакцию на любую
диагностическую или терапевтическую меру, если бы эта «жизнеспособность» внутри
человеческого тела не предоставила бы такую реакцию. Качество этой
«жизнеспособности» влияет на достигнутые результаты. Например, определенная доза
данного лечения будет плохо соответствовать телу пациента с пониженной
жизнеспособностью. Только относительно здоровое тело будет правильно реагировать
на любое лекарство, использованное в ходе диагностической или лечебной программы.
В качестве другого примера я расскажу о пациенте, которого я лечил много лет назад.
Этот человек перенес серьезный приступ ревматоидной атаки, после которой у него
осталось клапанное расстройство, о котором свидетельствовал шум. Когда
повседневная «жизнеспособность» пациента была хорошей, то этот шум был слышен
громко и отчетливо. Но если его жизнестойкость была низкой вследствие различных
злоупотреблений его образа жизни, шум слабел до такой степени, что был едва
различим. После проведения остеопатического лечения по восстановлению


62

«жизнеспособности» до здорового состояния, его шум снова стал звучать с полной
силой. Этому пациенту потребовалось сильное сердце для производства хорошего
шума. Оба эти примера демонстрируют тот факт, что «жизнеспособность» является
функцией в физиологии тела, которая может быть оценена и использована живым
врачом в работе с живым пациентом.

При рассмотрении случаев применения науки остеопатии подумайте о тысячах
случаев травм типа «удар хлыста», которые были вылечены, и о роли остеопатического
лечения при подготовке пациентов к хирургическим операциям — о пред- и пост-
операционном лечении для упрощения возврата к здоровью при помощи использования
внутренних ресурсов пациентов. Вспомните об остеопатическом лечении тысяч
травматических случаев со значительными и, гораздо чаще, с незначительными
поражениями, которые ухудшают нормальное состояние здоровья пациента. Подумайте
об остеопатическом лечении, доступном сотням пациентов с различными
расстройствами, людям, которым другие врачи сказали: «Ваше заболевание
неизлечимо». В данных случаях остеопатическая диагностика и лечение
продемонстрировали тот факт, что «жизнеспособность» функционирования
физиологии тела, несомненно, обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы
пробудить здоровье изнутри.

В трудах доктора Стилла присутствует невидимое качество, которое сложно
определить или обсудить, но о котором следует поговорить и преобразовать его в
научный опыт в повседневной практике врача. Определение, данное слову «гуманист»,
может в некоторой степени объяснить это качество медицинской помощи. До
осуществления своего открытия доктор Стилл работал врачом на благо человечества,
«особенно устраняя боль и страдания» снаружи и внутри, используя медицинское
искусство и науку своего времени. Как гуманист он не был удовлетворен достигнутыми
результатами и занялся поисками ответов и навыков, при помощи которых он мог бы
повысить свой профессионализм. К моменту его открытия «кое-что произошло»,
невидимый фактор, шаг в неизвестность. Качество его жизни как врача изменилось,
трансформировалось, могу ли я использовать слово «преобразование», чтобы
объяснить то, что произошло? Вследствие этого безмолвного «события» он стал
гуманистом, чьей первой задачей было служение человечеству «при помощи
восстановления здоровья изнутри». Сам он понял значение и опыт «жизненной силы»
как в себе самом, так и внутри своих пациентов как некое единое жизненное целое. Он
признал это качество «жизнеспособности», данное ему без вопросов, и как врач,
инженер и гуманист заставил его служить себе в познании и использовании в своей
повседневной практике.

В момент открытия произошло нечто, что случалось сотни раз с людьми,
работающими в различных областях науки. Это часть процесса исследования тех
самообучающихся людей, которые старательно ищут ответы на интересующие их
вопросы. Такие открытия наступают в непредсказуемый момент, независимо от воли
человека.

Доктор Стилл подарил миру науку остеопатию и два ясных основных принципа,
которые могут быть использованы для служения человеческим потребностям: 1)
принцип здоровья в физиологии тела, который может быть использован
самостоятельно, и 2) принцип причины и следствия, который может быть использован
при лечении заболеваний и/или травм физиологии тела там, где любая проблема
является только следствием, которое может быть диагностировано и вылечено через
участки причины для восстановления процессов здоровья. Оба принципа доступны для
использования живым врачом при работе с живым пациентом.

Следующая цитата из книги доктора Стилла предоставляет нам понимание
глубины его знаний, а также значимости его опыта работы:


63

Я совершенно убежден в том, что Бог, как разум природы, доказал свою
способность планировать (если это необходимо) и устанавливать или
предоставлять свои законы, без структур, для несметного числа видов живых
существ; и основательно наделять их для потребностей жизни двигателями и
батареями движущей силы, находящимися в действии. Каждая часть тела
полностью оснащена для выполнения своих обязанностей, она обладает
возможностью отбирать и присваивать из великой лаборатории природы те силы,
которые необходимы ей, чтобы выполнять свои обязанности в соответствии с
принципом жизненной экономии. Короче говоря, всезнающий Архитектор сделал
и пронумеровал каждую часть, чтобы она точно соответствовала своему месту и
выполняла свои обязанности в каждом здании животной жизни, в то время как
солнце, звезды, спутники и кометы подчиняются вечному закону жизни и
движения.3

Вот почему знание врача, способности инженера и реакция гуманиста по
отношению к здоровью являются универсальными ключами к работе, данной нам
доктором Эндрю Тейлором Стиллом.

1.  А.Т. Still, Osteopathy: Research and Practice, p. vii.

2.             A.T. Still, Autobiography, p. 258.

3. Ibid., p. 148.


64

Неподвижные точки

Опубликованная запись дискуссии, состоявшейся в 1986 году на факультете
развивающих программ Краниальной Образовательной Организации Сазерленда в

Филадельфии, штат Пенсильвания.

бы спросили меня о ТОМ, что происходит в неподвижной точке. Это хороший вопрос,
и я постараюсь внести некоторую ясность, однако это не будет ответом, так как на
данный вопрос в принципе не существует ответа.

Перемещая относительное функционирование рычага через точку опоры, вы
проходите через неподвижную точку. Вы создаете абсолютный взаимообмен между
двумя концами рычага.

А теперь не упустите эту возможность; однако я отказался от использования
неподвижных точек; они не являются целью моего лечения. Я даже прекратил их
поиски. Я обнаружил миллион неподвижных точек — до, во время и после... и, в конце
концов, я отказался от этого. Я просто ушел с этой дороги настолько далеко, насколько
нужно, что бы ни случилось.

Неподвижная точка является физиологическим уравновешенным действием,
сквозь которое проходит физиология тела любого пациента. Она может образоваться в
любое время, везде и любым способом. Вероятно, она образуется спонтанно в пациенте
во время спокойного сна или чего-то в этом роде. Это попытка тела освободиться и
стать полностью подвижным механизмом. Во время лечения она представляет собой
заметное событие, которое врач может обнаружить, и которое происходит в
физиологии тела, но не такое, которое он обдуманно ищет или пытается оценить. Это
анатомо-физиологическое изменение, которое осуществляет тело, и как врач я ничего
не могу с этим поделать. Мне даже не нужно это признавать. Тот факт, что это имеет
место, указывает нам на то, что физиология тела решила использовать это, а я лишь
простой наблюдатель, а не искатель цели.

Часто неподвижные точки могут образовываться прямо на ваших глазах,
однако также вы часто можете наблюдать за тем, как они образуются на некоторой
дистанции. Вы спокойно работаете с пациентом, прислушиваетесь к некоторым его
областям и внезапно вы осознаете, что нечто происходит где-то в другом месте. Вам
следовало бы работать, используя эту неподвижную точку для того, чтобы это
произошло. Но вы не находились в той области, когда установили место работы. Вы
можете знать о том, что изменение произошло, что нечто прошло сквозь неподвижную
точку, однако инициатором этого были не вы.


65

Сидя со своим механизмом

Опубликованная запись лекции, прочитанных в 1976 году в рамках основного курса
Краниальной Обучающей Организации Сазерленда в Милуоки, штат Висконсин.

Опыт внутреннего восприятия

ДАННЫЙ КУРС мы начали с разговора о наружных костях черепа, затем направились
внутрь сквозь реципрокно напряженную мембрану, поговорили о свертывании и
развертывании центральной нервной системы и ввели поток спинномозговой жидкости
в нейро-краниальный механизм. Мы увидели, что этот механизм обладает
способностью делать некоторые вещи и создавать некоторые структуры —
искривления, наклоны в сторону и ротации вертикальных и боковых напряжений, а
также компрессии. Мы обнаружили, что он может иметь специфические мембранные
суставные напряжения, и что он имеет огромное множество суставов, а сегодня мы
детально рассмотрели его.

А теперь на несколько минут мне бы хотелось, чтобы вы выпрямились на
своих стульях и настроились на себя самих; сейчас мы повернем вспять процесс
обучающей программы этой недели. Я хочу, чтобы вы очень спокойно и без усилий
вдумчиво осознали колебание спинномозговой жидкости, которое происходит в вашей
голове — колебание потока жидкости. Спокойно почувствуйте цереброспинальную
жидкость, фундаментальный принцип первичного респираторного механизма.
Независимо от того, сможете вы её почувствовать или нет, просто знайте о ней. Я не
требую от вас действительно почувствовать её, просто знайте, что это поток жидкости,
который ритмически колеблется, прибывая и убывая, подобно приливам и отливам в
океане, входя и выходя из всего краниосакрального механизма, проходя по нервам
черепа, позвоночника, вливаясь и становясь частью лимфатической системы — все
ваше тело становится проводником спинномозговой жидкости.

А теперь посмотрите, как этот поток жидкости колеблется на точке опоры
Сазерленда. Представьте, что вы находитесь на этой точке опоры и посмотрите, как
твердая мозговая оболочка двигается вперед, как и серповидная структура головного
мозга, мозжечковый намет, седла диафрагмы и посмотрите, как она спускается вдоль
нервной трубки к крестцу. Все это является частью этой твердой мембраны,
расположенной на внутренней стороне мозгового черепа. Почувствуйте, как она
колеблется вперед-назад внутри вашего собственного механизма и внутри механизма
каждого человека. Во всех нас происходит одно и то же, нет никакого различия.

Посмотрите, как центральная нервная система ритмически сворачивается и
разворачивается, а височные доли оборачиваются вокруг. Происходит общее движение
вперед поверх теменных долей по направлению к лобным долям, к некой точке опоры,
если вам будет угодно так это назвать. Сворачивание и разворачивание движется к
третьему желудочку и от него. Посмотрите на расширяющиеся и сужающиеся ствол
мозга и мозжечок; посмотрите на спинной мозг, спускающийся от ствола мозга.
Почувствуйте, как поток жидкости влияет на центральную нервную систему,
ритмически, в унисон влияя на реципрокно напряженную мембрану.

А теперь постарайтесь быть осведомленным обо всех этих единицах, которые
слегка раскачивают сфенобазилярный синхондроз, приводя его в сжатое и растянутое
состояние, височные кости — во внутреннюю и внешнюю ротацию, теменные,
фронтальную (фронтальные) и лицевые кости — во внутреннюю и внешнюю ротацию.
Почувствуйте крестец; почувствуйте натяжение твердой мозговой оболочки на крестце.


66

Почувствуйте, как сакральное основание движется назад во время сжатия
сфенобазилярного синхондроза и вперед во время сфенобазилярного растяжения.
Почувствуйте, как работает весь механизм в целом.

Изучите эту вещь от костного скелета внутри, как целый непроизвольный
механизм внутри нас, а затем вернитесь туда, откуда начали вместе с жидкостью,
центральной нервной системой, реципрокно напряженной мембраной и костным
скелетом. Почувствуйте влияние на протяжении всех фасций тела, сжатие-растяжение
у основания черепа, побуждающее фасции шеи направляться во внешнюю и
внутреннюю ротацию, подобно рукам, ногам и тазу. Все части вашего тела
осуществляют внешнюю или внутреннюю ротацию, сжимаются или разжимаются.
Почувствуйте, как работает это единое целое. Спокойно. Без усилий. Этот самый
мощный механизм является динамическим, целым механизмом, работающим для
здоровья. Спасибо за внимание.

Медитация

сегодня утром я сделаю кое-что, чего раньше никогда не делал, — не знаю, будет ли
это работать или нет, но попробовать стоит. У нас в Далласе существует довольно
большое количество групп, занимающихся йогой, а поскольку входящие в них люди
являются западными людьми, которые пытаются сидеть в не западных позах, то они
часто приходят ко мне с физиологическими напряженными состояниями, которые
стимулировались от попыток сидеть и медитировать в течение определенного периода
времени. Я говорю не об упражнениях йоги, но о сидении для медитации. Однако
также я встречался, по меньшей мере, с двумя людьми, лидерами групп медитации —
экспертами по сидению в позе, названной в йоге медитацией, и я верю в наличие
физиологической причины для того, почему они используют эту позу.

Когда они сидят в позе лотоса, они делают это таким образом, что сидят не на
своих ягодицах, как вы сейчас — оперевшись на стул и переложив давление на крестец,
упертый в сиденье, и ограничивая первичный и вторичный респираторные механизмы.
Вместо этого они сидят, вытянувшись вверх и наклонившись вперед, держа
позвоночный столб прямо, сидя на бугристостях седалищных костей и бедрах. Что они
при этом делают? Они подвесили в воздухе свой первичный респираторный механизм
— и весь этот механизм от краниального свода до крестца буквально подвешен в
пространстве.

Поскольку непроизвольный механизм ритмически колеблется из стороны в
сторону, жидкости, реципрокно напряженная мембрана, центральная нервная система,
а также суставный механизм могут находиться в таком подвешенном состоянии и
позволять потенции в спинномозговой жидкости питать каждую отдельную клетку
тела. Это позволяет реципрокно напряженной мембране легко покачивать фасции,
приводя их в ротацию сжатия-растяжения и обратно; это позволяет костям, связкам,
центральной нервной системе и всем остальным органам перемещаться и изменять
свою структуру на микроскопическом уровне, что позволяет им переместиться обратно
к более нормальному физиологическому механизму. Они практически находятся в
состоянии самолечения, когда они находятся в таком позе; они делают этот механизм
живым фактором функционирования.

А теперь сидя на стульях, поставьте ступни на пол, выпрямите спины и
наклоните туловище слегка вперед, так, чтобы вы сели на ваши кости таза, и совсем не
отклоняйтесь назад на спинку стула. Затем спокойно, на мгновение закрыв глаза,
подумайте о мощной спинномозговой жидкости, ритмически сокращающейся и
расширяющейся. Это внутреннее ощущение — спокойно внутри себя попытайтесь
почувствовать, как эта жидкость доходит до неподвижной точки, расширяется, затем


67

подходит к неподвижной точке и убывает, далее она подходит к неподвижной точке и
расширяется, подходит к неподвижной точке и снова убывает, делая это ритмически
каждые пять или десять секунд. Соедините это ощущение с покачиванием из стороны в
сторону реципрокно напряженной мембраны, фокусируя внимание на прямом синусе,
точке опоры для реципрокно напряженной мембраны. Не беспокойтесь относительно
концов рычага, смотрите на точку опоры. Сосредоточьте свое внимание, не ментальный
разум, но осведомленность, на реципрокно напряженной мембране и на точке опоры
Сазерленда. Спокойно. Спокойно. Будьте неподвижны ... и прочувствуйте эту жизнь в
движении.

 

кранио-сакральная терапия
краниальные техники

остеопатическая косметология - эстетическое моделирование лица и тела
о-косметология

остеопатические техники мышечных энергий
мышечные техники

биодинамика - жидкостная остеопатия
биодинамика