(стр. 1-20).


Виола Фрайман - Анатомические основы остеопатии (стр. 1-20)
Виола Фрайман - Анатомические основы остеопатии (стр. 21-40)
Виола Фрайман - Анатомические основы остеопатии (стр. 41-60)


Виола Фрайман

Анатомические основы остеопатии

 Детский центр остеопатии Ла-Хойя, Сан-Диего, Калифорния, США


Содержание

Механизм первичного дыхания  1

Введение в характеристику паттерна движений костей черепа     3

Сгибание/разгибание. Внутренняя/наружная ротация          4

Внутренняя/наружная ротация височных костей       7

Сгибание/разгибание крестца     11

Внутрикостные поражения. I Торсия      15

Ротация наклонами           23

Вертикальные напряжения          26

Боковые напряжения        28

Компрессия сфенобазилярного симфиза        30

Воздействие на клиновидную кость       35

Остеопатические техники воздействия на глазницу           37

Приподнимание лобной кости      43

Приподнимание теменной кости                         44

Твердая мозговая оболочка       45

Остеопатические техники воздействия на венозные синусы       50


Совмещение трех диафрагм в одну фазу        52

Компрессия IV желудочка 54

12 черепных нервов          53

Отверстия и каналы черепа        55

Поражения височной кости          63

Лечение методами остеопатии поражений височной кости      65

Методы устранения дисфункции            66

височно-нижнечелюстного сустава


МЕХАНИЗМ  ПЕРВИЧНОГО ДЫХАНИЯ

Сердце бьется в соответствии только с присущим ему ритмом, что позволяет крови циркулировать и поставлять кислород и основные питательные вещества каждой клетке тела. Далее кровь, несущая углекислый газ, возвращается в соответствии с тем же ритмом к сердцу и перекачивается в легкие, где из нее удаляется углекислый газ и происходит реоксигинация. Эта насыщенная кислородом кровь возвращается к сердцу, готовая к следующему «туру» по тканям.

Легкие расширяются и сокращаются в соответствии с присущим им ритмом, в 4 раза реже, чем частота сердцебиений. Расправляясь, они наполняются воздухом, богатым кислородом и этот кислород переносится в кровь. Забрав в обмен на него углекислый газ из крови, легкие сокращаются и выжимают воздух из себя в атмосферу, создавая необходимое пространство для следующего вдоха и оксигенации.

Оба этих характерных ритма чрезвычайно чувствительны к изменениям внешнего окружения или физиологическим потребностям внутри него. Например, если вы поднимаетесь на большую высоту, где воздух более разрежен и концентрация кислорода ниже, ваше дыхание участится, чтобы получить достаточно кислорода, и сердце начнет биться чаще, чтобы обеспечить адекватную поставку необходимого тканям кислорода. Если высота и внешняя среда остаются теми же, но вы создаете повышенную потребность организма в кислороде, как, например, это бывает при современных танцах, то ваше сердце начнет биться чаще, и дыхание участится в ответ на эти внутренние потребности.

С другой стороны, первичное дыхание — это ритм, присущий головному мозгу и центральной нервной системе, который остается неизменным. Это движение передается через жидкость (спинномозговую жидкость) и оболочки (дуральные мембраны) костям, образующим череп и лицевой скелет. Это ритмическое движение костей черепа было зарегистрировано у людей и у обезьян. Я пальпировал его на собаках и на утках, на колибри и даже на большом баклане, которого я нашел раненным на пляже. Ритм этого движения медленней, чем частота сердцебиения или дыханий, и у любого здорового человека он остается неизменным независимо от того, спит ли он или бежит марафонскую дистанцию. Эта физиологическая функция называется дыханием. потому-то она связана с газовым и электролитным обменом на клеточном уровне, известном как клеточное дыхание. Оно названо первичным, потому что оно лежит в основе и контролирует все прочие физиологические механизмы организма. Оно названо механизмом, потому что оно проявляется через сложные сочленения костей черепа.

Если черепу наносится травма, то это в большей или меньшей степени отразится на эффективности механизма первичного дыхания. Роды — это травмирующий акт, который претерпевает подавляющее большинство родив-щихся в западном мире. Проблемы неонатального и детского возраста, такие


как рвота у новорожденных, трудности обучения в школе, прикуса зубов — это лишь немногие из наименее тяжелых последствий такой травмы. Более тяжелая родовая травма ведет к церебральному параличу и умственной отсталости.

Повреждения, полученные при занятии спортом, в том числе футболом и боксом как наиболее опасными видами спорта, могут иметь глубокие и длительные последствия, если вовремя не признать их серьезность. Автомобиль, вероятно, сегодня является самым травмоопасным средством, которым располагает человечество. При резких внезапных изменениях положения тела, которые происходят при лобовых столкновениях, ударах сбоку и сзади, в механизме первичного дыхания могут наступить разрушительные изменения, которые, если их не устранить, сохраняются на протяжении месяцев и даже лет.

Механизм первичного дыхания рассматривается как основной механизм жизни. Вы можете на какое-то время задержать дыхание, ваше сердце может даже остановиться на очень короткий период, но пока длится жизнь, механизм первичного дыхания никогда не перестанет действовать. Оно может быть искажено, уменьшено или ограничено, но никогда не прекращается, пока не кончилась жизнь.

Врачи остеопаты могут влиять на костный механизм, вступая во взаимодействие с присущими организму движениями через тонкое искусство диагностики и манипуляций. Достигнутые в результате этого изменения помогут центральной нервной системе функционировать наилучшим образом. Остеопатические воздействия на череп — это лишь часть общего остеопатического подхода к больному, который ориентирован как на организм пациента в целом, так и на. все его нужды, нарушения, дисфункции.


Введение в характеристику паттерна движений костей черепа.

Механика

Все паттерны движения костей черепа, описанные здесь, определяются, исходя из характеристики паттерна (СБС), т.е. механика описывает соотношение между клиновидной костью и затылочной.

Нужно помнить, что все компоненты черепно-крестцового механизма участвуют в этих паттернах, хотя мы, как правило, будем описывать только движение клиновидной кости, затылочной, височных костей и крестца.

Каждый паттерн описывается двумя путями. Первый основывается на осях и связанных с ними движениях. Это позволяет вам осмыслить данный паттерн и дает половину информации, необходимой для трехмерной визуализации. А вторую половину составляет описание того, что ощущают ваши руки, ощупывающие череп; большие указательные пальцы лежат на больших крыльях клиновидной кости, а четвертые или пятые пальцы — на наружной части затылочной кости. Опыт пальцами — это ключ к успешному получению второй половины информации, дополняющей ваши визуальные данные.

Пожалуйста, помните также о том, что в любом черепе нарушение нормального сгибания (разгибания) почти всегда является комплексным, т.е. здесь может присутствовать более одного паттерна. Они могут проявляться последовательно, когда один паттерн переходит в другой, или присутствовать как комбинированное комплексное движение. Каждый элемент или паттерн, составляющий такое комбинированное движение, может быть диагностирован благодаря вашему избирательно направленному вниманию, подобно тому, как мы расчленяем процесс движения позвоночника на три компонента.


Сгибание/разгибание. Внутренняя/наружная ротация.

Сгибание-разгибание клиновидной кости и затылочной.

Оси:  две поперечные оси.

Рис.1. Две поперечные оси, вид сверху.

Через сфеносквамозные точки вращения клиновидной кости.

Непосредственно над отростками затылочной кости.

Кости ротируются в противоположных направлениях вокруг соот
ветствующих осей.

Затылочная кость при рождении.

Она состоит из четырех частей: базилярной, двух мыщелковых и чешуи, куда входят верхняя и межтеменная части. Центры окостенения показаны точками. Межтеменная часть затылочной кости представлена оболочкой, остальные — хрящевой тканью.

19


Б. Затылочная кость представлена четырьмя частями, примерно до 6-летнего возраста. Ребенка укладывают на спину, остеопат садится у головного конца стола. Обхватите затылок ладонью правой кисти и проведите указательным и средним пальцами вдоль затылочной кости по направлению к большому затылочному отверстию. Надзатылочные мышцы должны иметь нормальный тонус, но не должны сопротивляться небольшому сгибанию в сочленении между черепом и первым шейным позвонком. Если эти мышцы слишком напряжены, ригидны или чувствительны, и ребенок пытается переразогнуть голову по отношению к шее, это свидетельствует о вероятности компрессии мыщелковых частей с одной или обеих сторон.

а)        Чтобы стабилизировать голову, положите средние пальцы левой кисти на
лоб ребенка в области метопического шва. Оцените эластичность мыщелковых
частей,  осторожно  оттягивая  кзади  затылок  лежащей  под  ним  рукой.   При
наличии сопротивления осуществите осторожную прямую декомпрессию, уст-
раняющюю препятствие этому движению, и продолжайте декомпрессию до тех
пор, пока на смену компрессии не придет свободная подвижность. В это время
слегка   растягивайте   серповидную   структуру   посредством   тяги   за   область
метопического шва кверху.

б)        Если травма, перенесенная ребенком, была очень тяжелой, ригидность
затылка может быть таковой, что потребуется приложить технику образного
разделения к нижней части затылочно-сосцевидного шва на пораженной стороне,
чтобы сначала освободить мыщелковую часть затылочной кости от каменистой
части височной кости. Затем осуществляется манипуляция, указанная в (а).

в)        У более старших детей обследуйте каждую сторону отдельно. Вторым
пальцем  правой   кисти   (при  декомпрессии   правого   мыщелка)   перемещайте
правую мыщелковую часть кзади и кнаружи, а подушечками пальцев другой
кисти старайтесь сместить правую часть чешуи кзади и кверху. Осуществляя
этот прием,  представьте  себе  затылок  в  виде  блюдцеобразной  структуры,

которою вы поворачиваете вокруг центральной оси.

г)         За высвобождением мыщелковых частей следует восстановление взаимо
отношений между затылочной костью и первым шейным позвонком. Положите
средние пальцы обеих кистей по обе стороны от средней линии затылка на
большое отверстие. Поставьте указательные пальцы на дугу атланта. Большие
пальцы   должны   находиться   на   сосцевидных   отростках   височных   костей.
Осторожно раздвигайте кости, лежащие под указательными и средними пальцами
обеих кистей, одновременно, а чешуйчатую часть затылочной кости, лежащую
в ваших  ладонях,  осторожно перемещайте  кзади  и  кверху.  Тем  временем
большие пальцы следуют за височными костями, ротирующимися внутрь, по
мере того, как затылочная кость высвобождает первый шейный позвонок.

20