Леон Чейтоу - Искусство пальпации (01).



Леон Чейтоу - Искусство пальпации (01)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (02)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (03)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (04)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (05)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (06)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (07)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (08)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (09)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (10)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (11)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (12)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (13)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (14)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (15)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (16)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (17)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (18)
Леон Чейтоу - Искусство пальпации (19)



Искусство пальпации

Контактная диагностика и оценка состояния пациента.

Леон Чейтоу, ND, ДО

Практикующий остеопат и старший преподаватель, Лондон, Великобритания

Предисловие Виолы Фрайман, ДО FAAO FCA MBBS MFHom

Детский остеопатический центр

Ла Холла, Калифорния, США

Иллюстрации Грэма Чемберса, почетного бакалавра искусств

Художник по медицинской тематике

Издательство Черчилль Ливингстон


Оглавление

Предисловие.. 15

Введение.. 17

Литература: 20

Посвящение.. 21

Глоссарий.. 22

Тематическая вставка 1: Неразделимы ли структура и функция?. 23

Литература. 24

Глава 1. Цель - пальпаторная грамотность.. 25

Предположения и парадоксы.. 26

Задачи пальпации.. 27

Пальпировать <чувствуя>, а не думая. 29

Варианты пальпации. 30

Поэзия пальпации. 31

Описание того, что мы чувствуем.. 32

Литература. 33

Тематическая вставка 2. Доминирующий глаз и сенсорная грамотность  35

Как определить, какой из глаз является доминирующим?. 35

Глаза и положение тела. 36

<Сенсорная грамотность>. 36

Визуальная оценка при медицинском осмотре. 37

Литература. 38

Глава 2. Первые шаги в повышении мастерства.. 39

Физиология прикосновения.. 39

Механорецепторы.. 40

Проприорецепция. 40

Ноцирецепторы.. 40

Терморецепторы.. 40

Адаптация рецепторов. 42

Специфические задачи. 45

Важные сравнительные описатели. 46

Упражнения на пальпацию... 47

Упражнение 2.1. 48

Упражнение 2.2. 48

Упражнение 2.3. 48

Упражнение 2.4. 48

Упражнение 2.5. 49

Упражнение 2.6. 49

Упражнение 2.7. 50

Упражнение 2.8. 50

Обсуждение упражнений 2.1. - 2.8. 51

Упражнение 2.9. 51

Упражнение 2.10. 52

Упражнение 2.11. 52

Упражнение 2.12. 53

Упражнение 2.13. 53

Упражнение 2.14. 53

Упражнение 2.15. 54

Мнение Фрайманн в отношении определения пульса. 54

Упражнение 2.16. 55

Упражнение 2.17. 55

Упражнение 2.18. 56

Упражнение 2.19. 57

Упражнение 2.20. 57

Упражнение 2.21. 58

Упражнение 2.22. 58

Упражнение 2.23. 58

Упражнение 2.24. 59

Упражнение 2.25. 59

Упражнение 2.26. 59

Упражнение 2.27. 59

Упражнение 2.28. 60

Обсуждение упражнений 2.7. - 2.28. 61

Состояние навыков пальпации. 61

Литература. 61

Тематическая вставка 2: Морфология рефлекторных и акупунктурных точек. 63

Литература. 64

Глава 3. Пальпация и оценка состояния кожи.. 65

Обучение измерению кожной температуры при помощи прикосновения. 67

Упражнение 3.1. 67

Упражнение 3.2. 68

Упражнение 3.3. 69

Упражнение 3.4. 69

Упражнение 3.5. 70

ПЕРЕМЕННЫЕ. 70

Пальпация кожи: температура и виды кожи. 71

Упражнение 3.6. 71

Упражнение 3.7. 72

Упражнение 3.8. 73

Упражнение 3.9. 73

Статус овладения мастерством пальпации.. 75

Льюит и его диагностические и лечебные методики использования кожи   75

Упражнения на растягивание кожи.. 78

Упражнение 3.10. 78

Упражнение 3.11. 79

Упражнение 3.12. 79

Упражнение 3.13. 80

Упражнение 3.14. 80

Упражнение 3.15. 80

Рубцы, шрамы.. 82

Упражнение 3.16. 83

Оценка МСТ. 83

Упражнение 3.17. 83

ОБСУЖДЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ 3.17.И 3.18. СИСТЕМЫ МСТ. 83

Упражнение 3.19. 85

Тематическая вставка 3: В чем проблема - в мышцах, или в суставах?  87

Упражнение к тематической вставке. 89

Литература. 89

Глава 4. Пальпация изменений мышечной структуры. 90

Как и почему происходят изменения в мягких тканях. 90

Синдром местной адаптации. 91

Мышцы, ответственные за поддержание позы, реагируют иначе, чем фазовые. 92

Задачи пальпации. 92

Нужны легкие и переменные прикосновения. 93

Возможные решения. 94

Пальпация и оценка структуры.. 94

Облегченный сегмент. 95

Тилли и Корр об облегченном сегменте. 97

Упражнение 4.1. 98

Упражнение 4.2. 99

Распознавание сегментарного облегчения (гиперчувствительности) при помощи пальпации  99

Метод пальпации Била для идентификации грудных областей сегментарного облегчения (гиперчувствительности). 100

Упражнение 4.3. 100

Упражнение 4.4. 100

Мышцы и облегчение. 101

Описания. 101

Поддержка со стороны традиционной китайской медицины.. 102

Нервно-мышечная техника.. 103

ВКЛАД НИММО.. 103

Различные системы <точек>. 104

Методы Лайифа. 104

ПАЛЬПИРУЮЩИЙ ПАЛЕЦ.. 105

Механика тела остеопата-оператора. 105

Исключительная важность контроля и нежности прикосновения. 106

Основа успешной НМТ - переменное давление. 106

УМНЫЕ ПАЛЬЦЫ.. 107

РАБОЧАЯ РУКА ДОЛЖНА БЫТЬ РАССЛАБЛЕННОЙ.. 107

МАНИПУЛЯЦИЯ УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ.. 107

Использование НМТ. 108

НМТ для суставов. 108

Является ли верным термин <нервно-мышечная техника>?. 109

Упражнение 4.5. 110

Упражнение 4.6. 110

Упражнение 4.7. 111

Упражнение 4.8. 111

Чувствительные точки Джонса и их важность. 111

Упражнение 4.9а. 112

Упражнение 4.9б. 113

Определения триггерных точек (ТТ) по Тревеллу и Саймонсу. 113

Упражнение 4.10. 115

План оценки ТТ по Раймонду Ниммо.. 115

Взгляд Льюита на значимость триггерных точек. 121

Упражнение 4.11. 122

Болевые точки надкостницы (БТН) 122

Упражнение 4.12. 124

Нервно-лимфатические рефлекторные точки Чэпмена.. 125

Упражнение 4.13. 127

Оценка плотных мышц, ответственных за поддержание позы (постуральных) 127

Тесты на укорочение мускулатуры, ответственной за поддержание позы (постуральной) 129

Облегчение и ограничение. 129

Упражнение 4.14а. 129

Упражнение 4.14б. 130

ПРИМЕЧАНИЕ. 131

Упражнение 4.15. 131

ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННЫХ ИКРОНОЖНЫХ И/ИЛИ КАМБАЛОВИДНЫХ МЫШЦ.. 131

ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОЙ КАМБАЛОВИДНОЙ МЫШЦЫ.. 132

Упражнение 4.16. 132

ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ СГИБАТЕЛЕЙ БЕДРА.. 132

Упражнение 4.17. 133

ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ ШИРОКОЙ ФАСЦИИ БЕДРА.. 133

Упражнение 4.18. 133

ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ ПОДКОЛЕННЫХ СВЯЗОК (ДВУГЛАВАЯ, БЕДРЕННАЯ, ПОЛУСУХОЖИЛЬНЫЕ И ПОЛУМЕМБРАННЫЕ) 133

Упражнение 4.19а. 134

ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ ГРУШЕВИДНОЙ МЫШЦЫ.. 134

Упражнение 4.19б. 134

ЗАМЕЧАНИЯ ПО ГРУШЕВИДНОЙ МЫШЦЕ. 135

Упражнение 4.20. 135

ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ КВАДРАТНОЙ МЫШЦЫ КРЕСТЦА.. 135

Упражнение 4.21а и 4.21б. 136

ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ ОКОЛОПОЗВОНОЧНЫХ МЫШЦ.. 136

Упражнение 4.22а и 4.22б. 137

Упражнение 4.23. 138

Оценка укорочения большой грудной мышцы.. 138

Упражнение 4.24. 139

Оценка укорочения трапециевидной мышцы (верхней части) 139

Упражнение 4.25. 139

Оценка укорочения мышцы, поднимающей лопатку. 139

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УКОРОЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ПАЛЬПАЦИЮ    140

Упражнение 4.26. 140

Упражнение 4.27. 141

Упражнение 4.28. 141

Упражнение 4.29. 142

Состояние вашего мастерства пальпации.. 142

Литература: 143

Тематическая вставка 5: <Красная>, <белая> и <черная> реакция. 145

Смысл <красной реакции>. 148

Упрощенное использование реакции.. 149

ВОПРОС.. 149

Специальное упражнение  к тематической вставке. 149

Литература.. 150

ГЛАВА 5. ПАЛЬПАЦИЯ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ (ВКЛЮЧАЯ ЦИРКУЛЯЦИЮ СМЖ, ЭНЕРГИИ, И - <ЕСТЬ ЛИ У ТКАНЕЙ ПАМЯТЬ>?) 151

Оценка движения.. 151

Упражнение 5.1. 151

Исследования Эрлингхаузера в области циркуляции спинномозговой жидкости.. 152

Черепно-крестцовое соединение. 155

Упражнение 5.2. 155

Упражнение 5.3. 156

Упражнение 5.4. 156

СОЗДАНИЕ ТОЧКИ ПОКОЯ.. 156

Упражнение 5.5. 157

Энергия.. 158

Упражнение 5.6. 160

Упражнение 5.7. 162

Упражнение 5.8. 165

Упражнение 5.9. 166

Упражнение 5.10. 167

Упражнение 5.11. 168

Упражнение 5.12. 170

Упражнение 5.13. 170

Упражнение 5.14. 172

Упражнение 5.15. 174

Упражнение 5.16. 178

Упражнение 5.17. 180

Упражнения Бекера. 182

Упражнение 5.18. 183

Упражнение 5.19. 183

Упражнение 5.20. 183

Упражнение 5.21. 184

Упражнение 5.22. 184

Упражнение 5.23. 184

Упражнение 5.24. 185

Упражнение 5.25. 185

Упражнение 5.26. 185

Упражнение 5.27. 185

Упражнение 5.28. 186

ДИСКУССИЯ В ОТНОШЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ДАННОЙ ГЛАВЕ. 187

ЛИТЕРАТУРА.. 188

Тематическая вставка 6: Оценка ограничений твердой мозговой оболочки   190

Упражнение к специальной вставке. 191

Литература.. 191

ГЛАВА 6. ОЦЕНКА "АНОМАЛЬНОГО МЕХАНИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ> В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ.. 192

Диагностика негативных механических напряжений (НМН) в нервной системе. 194

Область механического контакта. 195

Уязвимость нервов. 196

Упражнение 6.1. 198

Упражнение 6.2. 200

Упражнение 6.3. 200

Упражнение 6.4. 202

Упражнение 6.5. 203

Литература.. 206

Тематическая вставка 7: Источник боли - рефлекторный или местный?  207

Литература.. 208

Глава 7. Введение в функциональную пальпацию... 210

Упражнение 7.1. 214

Упражнение 7.2. 214

УПРАЖНЕНИЯ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СТАЙЛСА И ДЖОНСА. 215

Упражнение 7.2а. 215

Упражнение 7.2.б. 215

Упражнение 7.2в. 216

Эксперименты Хувера.. 217

Упражнение 7.3. 217

Упражнение 7.3.б. 219

Упражнение 7.3.в. 219

Применение функциональной техники на позвоночнике. 221

Упражнение 7.4. 221

Упражнение 7.5. 223

Упражнение 7.5а. 223

Упражнение 7.5б. 224

Упражнение 7.5в. 224

Упражнение 7.6. 225

Упражнение 7.6.а. 225

Упражнение 7.6.б. 226

Упражнение 7.7. 226

Упражнение 7.7.а. 226

Упражнение 7.7.б. 226

Упражнение 7.8. 227

Упражнение 7.8.а. 227

Упражнение 7.8.б. 228

Упражнение 7.8.в. 228

Упражнение 7.8.г. 229

Упражнение 7.7.д. 229

ЛИТЕРАТУРА.. 230

Тематическая вставка 8. Игра сустава, <конечное ощущение>, диапазон движения: что это такое?. 231

Литература.. 235

Глава 8. Пальпация и диагностическая оценка позвоночника и таза   236

Осмотр, пальпация, активное и пассивное тестирование. 236

Упражнение 8.1. 237

Упражнение 8.2. 238

Упражнение 8.3. 238

Упражнение 8.4. 239

Упражнение 8.5. 239

Упражнение 8.6. 240

Упражнение 8.7. 241

Упражнение 8.8. 241

Упражнение 8.9. 242

Упражнение 8.10. 242

Упражнение 8.11. 243

Упражнение 8.12. 243

Упражнение 8.13. 244

Упражнение 8.14. 244

Упражнение 8.15. 245

Упражнение 8.16. 245

Упражнение 8.16а. 245

Упражнение 8.16Б. 246

Упражнение 8.17. 247

Упражнение 8.17А. 247

Упражнение 8.17Б. 247

Упражнение 8.17В. 248

Упражнение 8.17Г. 248

Упражнение 8.17Д.. 248

Упражнение 8.18. 249

Пальпация грудного отдела. 249

Упражнение 8.19. 253

Пальпация поясничного отдела. 253

Упражнение 8.20. 255

Упражнение 8.21. 255

Пальпация ослабленных ребер. 255

Упражнение 8.22. 256

Пальпация поднятых ребер. 256

Упражнение 8.23. 257

Упражнение 8.24. 258

Упражнение 8.25. 258

Диагностика акромиально-ключичной (АК) дисфункции. 258

Упражнение 8.26. 260

Диагностика ограничения отведения грудино-ключичного сустава (тест <пожимания плечами>). 260

Упражнение 8.27. 260

Диагностика ограничений горизонтального сгибания плеча (грудино-ключичное ограничение) - тест <молитва>. 260

Упражнение 8.28. 260

Пальпация черепа.. 261

Упражнение 8.29. 262

Упражнение 8.30. 263

Упражнение 8.31. 264

Упражнение 8.32. 271

Упражнение 8.33. 271

Упражнение 8.33. 271

Упражнение 8.35. 272

Упражнение 8.36. 273

Упражнение 8.37. 273

Упражнение 8.38. 276

Обследование поясничной мышцы, включающее модифицированный тест Томаса. 276

Упражнение 8.39. 276

Тест на силу поясничной мышцы.. 276

Упражнение 8.40. 277

Упражнение 8.41. 279

Упражнение 8.42. 280

ЛИТЕРАТУРА.. 282

Тематическая вставка 9. Пальпация методом перкуссии.. 283

Упражнение к тематической вставке. 285

Перкуссия верхней и нижней границ печени. 285

ЛИТЕРАТУРА.. 286

Глава 9. Пальпация внутренних органов и оценка функции дыхания. 287

Эмбриологические воздействия. 288

Вдох-выдох (Инспир и экспир) 289

Хронобиология. 289

Висцеральные сочленения. 290

ТРИ ЭЛЕМЕНТА ВИСЦЕРАЛЬНОЙ ПАЛЬПАЦИИ.. 290

Влияние мускулатуры.. 290

КАК ВЫ ПАЛЬПИРУЕТЕ ОРГАН НА ПОДВИЖНОСТЬ?. 290

КАК ВЫ ПАЛЬПИРУЕТЕ ОРГАН ДЛЯ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ?. 291

Упражнение 9.1. 291

Рекомендуемое время выполнения - 10 минут. 291

Оценка дыхания.. 292

Соображения структурного характера. 293

Дыхание и мышечная боль. 294

Дыхание, мышечная и суставная активность. 295

Диагностика функции дыхания. 297

Упражнение 9.2. 298

Рекомендуемое время выполнения - 20 минут.. 298

Оценка функции дыхания. 298

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ССЫЛКИ НА ДРУГИЕ РАБОТЫ ПО ПАЬППАЦИИ.. 299

Схематические результаты.. 300

ЛИТЕРАТУРА.. 301

Тематическая вставка 10. Пальпация пульса по методу ТКМ. 303

Специальное тематическое упражнение 1. 304

Специальное тематическое упражнение 2. 304

Литература.. 306

Глава 10. Пальпация без касания (лечебное прикосновение) 307

Лечебное касание. 307

Так что же, на самом деле, делают врачи?. 308

Д-р Долорес Кригер. 308

Упражнение 10.1. 310

Упражнение 10.2. 311

Упражнение 10.3. 311

Упражнение 10.4. 314

Упражнение 10.5. 314

Упражнение 10.6. 315

Упражнение 10.7. 315

Упражнение 10.8. 316

Упражнение 10.9. 316

Упражнение 10.10. 319

ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ ПЫТЛИВОГО УМА.. 320

ЛИТЕРАТУРА. 321

Тематическая вставка 11. О гипервентиляции.. 322

Что делать с гипервентиляцией. 323

ПРАНАЯМА. 324

Заключение. 324

Литература. 325

Глава 11. Пальпация и эмоциональные состояния.. 327

Три кулака. 329

Почему концепция Лейти так важна?. 330

Упражнение 11.1. 330

КОММЕНТАРИЙ.. 330

Упражнение 11.2. 331

Упражнение 11.3. 332

Упражнение 11.4. 332

Упражнение 11.5. 334

Упражнение 11.6. 339

Упражнение 11.7. 341

Упражнение 11.8. 341

Описание происходящего. 342

Что дальше?. 342

Какое должно быть давление во время работы по Розен?. 343

Иерархия эмоций. 343

Цель. 343

Вклад Апледжера в эмоциональное облегчение. 343

Перекрытие. 344

СУЩНОСТЬ МАСТЕРСТВА ПАЛЬПАЦИИ.. 344

Литература. 345

Приложение.. 346

Алфавитный указатель.. 351

А.. 351

Б.. 351

В.. 352

Г.. 353

Д.. 353

Ж... 354

З. 354

И.. 354

К.. 354

Л.. 355

М... 356

Н.. 357

О.. 358

П.. 359

Р. 360

С.. 361

Т.. 362

У.. 364

Ф... 365

Х.. 365

Ц.. 366

Ч.. 366

Ш.... 366

Э.. 366

Я.. 367


Предисловие

Остеопат (а также и мануальный терапевт) должен быть вечным студентом, ибо каждый пациент является для него источником нового и уникального опыта. Студент, который пускается в это путешествие, в поиски мастерства в искусстве пальпации, обрекает себя на приключение длиною в жизнь. Леон Чейтоу прекрасно понял сущность этого путешествия. Ему не только удалось установить контакты с опытнейшими учителями прошлого и настоящего, и при этом я уверена, что он мало что и кого упустил, но и собрать по пути вместе их личные записи, создав тем самым подробную карту длинного, долгого, но вечно волнующего движения вперед.

Основанная на перцепции пальпация является ключевым моментом в диагностике, и чем более перцептивной она становится, тем менее заметны внешние признаки ее техники. Уильям Гарнер Сазерленд мог просто сидеть, возложив руки на пациента, закрыв глаза и полностью сосредоточив внимание на больном. Этот могло продолжаться 5, 10, 15 и более минут. Вдруг по пациенту пробегала легкая дрожь, и лечение на этом заканчивалось. Его пальпация воспринимала все, что было нужно и при этом не была ни навязчивой, ни инвазивной. В первые годы существования Американской школы остеопатии Эндрью Тейлор Стилл требовал уделять пальпации 1 час ежедневно, и касалось это ни мало, ни много - студентов первого года обучения! Стоит ли удивляться поразительной эффективности работы первых остеопатов-остеопатов? Ставящая перед собой ясную цель пальпация - суть эффективного лечения.

Последовательная, проходящая по нисходящей через все уровни пальпация структур, от костей - к мышцам, фасциям, жидкой среде, энергетическим полям, постепенно ведет студента к основной функции уравнения <структура=функция>, которая есть движение.

Основной функцией каждой ткани, каждого органа, каждой клетки, является движение, движение внутреннее[1], существующее как неотъемлемое свойство. <В тот момент, когда прерывается движение по нерву, начинается болезнь> (Стилл). Только когда эта внутренняя подвижность физиологически уравновешена, орган будет эффективно исполнять свои специфические функции. Удар на большой скорости, который бывает при автомобильной катастрофе, или случается в горнолыжном спорте, может оказаться причиной переломов, контузии, сотрясения, или других структурных повреждений, которые можно лечить и даже вылечить. Но такого пациента нельзя будет считать полностью здоровым до тех пор, пока силовые факторы, проникшие при ударе в каждую клетку тела, не будут рассеяны. Внезапная остановка внутреннего движения в организме может быть вызвана травматическим воздействием и в области эмоциональной энергетики. Так бывает при внезапной утере близкого друга. Когда внутреннее ритмическое движение в нервно-мышечно-скелетной системе восстанавливается, можно излечить парализующее человека горе.

Сазерленд писал о внутреннем движении, присущем  головному и спинному мозгу. Эрлингаузер, малоизвестный исследователь первых лет существования черепной концепции, открыл подвижность олигодендроглиальных клеток. Верн недавно продемонстрировал внутреннюю подвижность нейрона. Динамическое движение внутри энергетических полей является скрытым фактором иммунитета.

Живое движение в поле эмоциональной энергии дает четкий диагноз эмоциональной природы и эмоционального состояния данного пациента: однако не следует забывать и о том, энергетическое эмоциональное поле <отпечатано> в мышечно-фасциальной системе, что весьма ярко описано в Главе 11, и может, таким образом, находиться под ее обратным влиянием.

Тем не менее, я более всего благодарна Леону Чейтоу за то, что он поднял вопрос о праве терапевта на индукцию эмоционального облегчения. Если на двери висит табличка <просьба не беспокоить>, делать там нечего.

В гомеопатической философии Ханеман описал направление лечения изнутри наружу и сверху вниз. Во время курса определенного манипулятивного лечения, при котором наиболее общими приемами после удара на высокой скорости являются компрессия четвертого желудочка и <разматывание> фасций всего организма, могут наблюдаться эмоциональные реакции. К этому, в принципе, не стремятся и более того, это и не то, чтобы желательно, но когда начинается процесс лечения, может произойти эмоциональный взрыв, выплеск, и это очень благоприятно для пациента. И это генерируется целебными потенциальными возможностями самого пациента, а не техникой, применяемой терапевтом. Давайте всегда работать вместе с Богом, который точно знает, что и когда нужно пациенту.

Каждый остеопат (и мануальный терапевт) будет испытывать величайшую благодарность Леону Чейтоу за самое всестороннее исследование пальпации, а при применении этого учения - слышать шепот постоянно повторяющихся слов Роллина Бекера: <Мы учимся у наших пациентов>. Давайте никогда не прекращать учиться и слышать.

1997

Виола Фрайман

 


Введение

Основа, на которой строится все мастерство мануальной терапии - это способность проводить оценку состояния и умение читать знаки и сигналы, которые посылает тело. В очень большой степени эта способность зиждется на пальпаторной грамотности, развитие и повышение качества которой должны быть, таким образом, основной целью для любого, чья работа состоит в понимании, уходе и, в конечном итоге, лечении живого организма.

Оценка является основой качественных терапевтических мероприятий, пальпацию же можно рассматривать как сердцевину оценки. Немыслимо даже представить себе, чтобы направления лечения могли определяться без оценки состояния/пальпации вне зависимости от того, является такая оценка объективной, или субъективной, создает она основу для диагноза или нет, является ли прогнозом или проверкой прогресса в лечении (или отсутствии такового).

Какие бы дополнительные средства не применялись - сканирование, рентген, лабораторные тесты, всегда найдется особое место для субъективного процесса оценки, связанного с пальпацией, надежность и точность которой давно установлены. Пальпация хоть обычно и расценивается, как средство сбора доказательств с точки зрения оценки, диагностики и прогноза, существуют, тем не менее, ситуации во многих сферах мануальной пальпации, когда между пальпацией, оценкой состояния и лечебной деятельностью существующая разница оказывается чисто теоретической.

Во многих видах черепной терапии, в частности, или при применении нервно-мышечных техник, режим оценки переходит в лечение и обратно почти постоянно. Эта та <серая зона> практики, в которой принимаются почти мгновенные решения, основанные на тончайшей информации, вводящейся в уравнение через пальпируемые ткани. Насколько свободно опытный и умелый практик-терапевт может почти интуитивно переключаться от пальпации к лечению и обратно, настолько можно считать, что он овладел совершенством в области пальпации.

Дональд Шон (1984) говорит следующее:

- :нетрудно понять, почему собственные действия часто оказываются загадкой для практикующих остеопатов (терапевтов) в тех областях практики, которые для них неясны: Мастерство в том, чтобы не только принимать решения, но еще и уметь их выполнять: Часто, когда опытный практикующий остеопат распознает в лабиринте симптомов определенный паттерн и создает основу для логически последовательного плана работы, или распознает понятный паттерн в информационной сумятице, происходит нечто такое, что трудно описать. Практикующие остеопаты [часто] делают качественные оценки, для которых сами не могут толком подобрать адекватные критерии. Они выказывают очевидное мастерство, но ни процедуру собственных действий, ни какие-то их правила описать решительно неспособны.

Шон тут имеет в виду особую демонстрацию знания, которую мы зачастую наблюдаем при многих наших спонтанных действиях. В практике умелые остеопаты нередко демонстрируют такое, когда выказывают способность к распознаванию, оценке, принятию решения и его исполнению таким образом, который можно назвать как <познание в действии>. Умение циркача пройти по натянутому под куполом канату, или способность подающего в бейсболе <знать> и соответствующим образом использовать слабые стороны отбивающего игрока не могут рассматриваться как зависимые от спланированного, структурированного решения. И хотя мы иногда все-таки думаем, перед тем, как что-либо сделать, многие спонтанные действия в той области, где мы обладаем определенным мастерством, говорят о том, что существует некое знание, с интеллектом напрямую совершенно не связанное. Интересно, что при этом все мы очень легко характеризуем что-либо как отклонение от нормы и тут же оказываемся в явном затруднении, когда нас просят сказать, что такое норма, что такое отклонение, и чем они, собственно, отличаются друг от друга.

Это особенно верно в отношении информации, получаемой во время пальпации. Наши руки отлично распознают нормальное состояние и отклонения от него, но попытка выразить в чем, собственно, состоит это отклонение, словесно, или проанализировать его оказывается делом отнюдь не легким, если вообще возможным. Когда мы обдумываем тактильные ощущения, связанные с поверхностью материала (кожи, или какого-то другого), мы можем описать то, что чувствуем в таких терминах, как: грубый, теплый, гладкий, прохладный, пластичный, твердый, и т.п., но мы не говорим о реальных ощущениях давления, или трения на кончиках пальцев, хоть именно эти ощущения и создают понимание тех чувств, которые мы пытаемся описать словами. Из кончиков пальцев мы воспринимаем ощущения, которые интерпретируем как определенные качественные характеристики тканей.

В конечном итоге, квалифицированные люди обучаются выполнять сложные операции и при этом оказываются совершенно неспособны описать словами то, что хотя бы отдаленно напоминало совершаемое ими на самом деле. Метод проб и ошибок, применяемый людьми с чисто базовой подготовкой, оказывается значительно большим, чем простой вариант <попал-промазал>, он происходит от внутренней логики, в которой неожиданные последствия влияют на картину того, что надо делать дальше.

Джазовый музыкант умеет слушать чужое и собственное исполнение одновременно и постоянно приспосабливаться к происходящему - обычно подстраиваясь под лежащую в основе музыкальную структуру, или гармонию. Вот это и есть отражение в действии. Мы ежедневно делаем это, беседуя с другими людьми, причем форма и содержание этих бесед могут принимать самые непредсказуемые направления, и тогда всем приходится идти на коллективную импровизацию.

Умелый остеопат-практик постоянно находится в процессе оценки, зондирования, моделирования, эксперимента, диагностики, определения оказания психического воздействия, и снова оценки - того, что делается, и описание чего оказывается столь несовершенным. Остается только надеяться, что познание навыков пальпации, предлагаемое в этой книге, приведет нас к лучшему пути описания того, чем нам приходится заниматься.

В книге приводится серия ранжированных упражнений и задач, которые помогут всякому находящемуся в поиске такой информации; это может быть и студент, и опытный практикующий остеопат - если целью их является, как минимум, достижение компетенции и, как мы надеемся, совершенства в способности через прикосновение почувствовать и понять мириады сообщений, хранящихся в тканях и функциях тела.

Что каждый остеопат (студент) извлекает из передающейся через пальцы информации и собственных наблюдений, какой из его оценки возникает план лечения (если возникает, конечно) - дело очень индивидуальное. Все зависит от личного уровня мастерства, подготовки, системы мнений и интерпретации обнаруженного. Для того, чтобы дать как можно более широкую возможность выбора, для написания этой книги была использована литература по многим разновидностям мануальной медицины, и поэтому упражнения, включенные во многие разделы, были взяты из источников, которые могут показаться несопоставимыми: из книг по хиропрактике, остеопатии, традиционной китайской медицине, медицине Аюрведы, физиотерапии, лечебному массажу, ортопедии. Использовались и данные первопроходцев прошлого века (XIX), которые смогли найти свой путь к совершенству в пальпации и нанести этот маршрут на карты совершенно иных областей. В книге есть цитаты, находки, полученные интуитивным путем и упражнения, заимствованные у гигантов своего дела и относящиеся к оценке и пальпации всего, что только возможно: кожи, мышечной структуры, мышечной функции, суставов, органов, эмоционального состояния и даже такой непростой вещи как <энергия>. При изучении каждой из таких областей читателя просят об одном: быть восприимчивым, постоянно быть в поиске того, что он получает при повторных наблюдениях, оценках, практике, прикосновениях, чувствовать и учиться у тех тканей, с которыми ему придется иметь дело.

Рекомендуется вести журнал как средство регистрации того прогресса, который будет наблюдаться у учащегося в процессе роста мастерства пальпации, возвращаться к нему, сверяться с ним в течение многих месяцев, которые будут посвящены прикладному использованию этого текста. Отмечая так на карте свой маршрут, читатель будет иметь замечательную возможность сравнить, что он понял и <почувствовал> (во всех смыслах этого слова) в первый раз, когда он выполнял определенное упражнение, с тем, что он получает от него же месяцы или даже годы спустя. Мастерство в оценке и пальпации повышает способность остеопата-практика в поисках наилучшего выбора в конкретном случае ответственно и эффективно просчитывать, продумывать и рассматривать различные варианты лечения.

По правде говоря, путешествие это бесконечно, потому что в мастерстве пальпации достигнуть абсолютного совершенства невозможно, мы можем только лишь его расширять и оттачивать. И вместе с этим растет и наш лечебный потенциал. Составление упражнений и написание комментариев к ним была для автора сущей радостью, и он желает читателю такого же удовольствия в исследованиях структур и функций человеческого организма.

1997       Леон Чейтоу

Литература:

Schon D 1984 In: Christensen CR, Hansen A (eds) Teaching by the case method. Harvard Business School, Boston, Mass., USA.


Посвящение

Эту книгу и традиции, в ней представленные, я с глубокой и искренней благодарностью посвящаю пионерам - остеопатам, хиропрактикам, физиотерапевтам, массажистам, врачам лечебной физкультуры, исследователям в области человеческого здоровья прошлого и настоящего, явившимся вдохновителями этой книги, и от которых я взял так много при ее написании. Особой благодарности заслуживают  Берил Абакл, Майрон Бил, Алан Бекер, Роллин Бекер, С.А. Баулз, Борис Чейтоу, Фрэнк Чэпмен, Бертран Деланет, Элизабет Дик, Иржи и Вацлав Двораки, Клайд Форд, Виола Фрайманн, Джордж Гудхарт, Филипп Гринман, Грегори Грив, Лаури Хартман, Маршалл Хоуг, Х.В. Гувер, Владимир Дженда, Уильям Джонстон, Лоуренс Джонс, Брут Джой, Дин Юхан, Долорес Кригер, Фредди Кальтенборн, Ирвин Корр, Филипп Лейти, Карел Льюит, Стэнли Лиф, Гарольд Мэгун, Карл Мак-Коннелл, Фред Митчелл-младший, Реймонд Ниммо, Чарльз Оуэн, Марион Розен, Ида Рольф, Дэвид Симмонс, Фриц Смит, Эдвард Стайлс, У.Г. Сазерленд, Эндрью Тейлор Стилл, Р. Мак-Фарлейн Тилли, Дженет Тревел, Джон Апледжер, Пол Ван Аллен, Девананчанд Варма, Уильям Уолтон - и многие, кого я не упомянул, но чья работа отражена в книге.




[1] Под термином <внутреннее движение> здесь понимается движение как неотъемлемое состояние материальных тел: органов, клеток и пр. Концепция этого движения имеет много общего с понятием ЦИ (энергия, прана), принятой в традиционной китайской медицине. (Примеч. переводчика).