cropped-logo

Остеопатические воззрения (01)

Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении
            Остеопатические воззрения (01).


Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (01)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (02)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (03)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (04)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (05)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (06)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (07)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (08)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (09)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (10)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (11)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (12)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (13)
Роллин Е. Беккер – Жизнь в движении – Остеопатические воззрения (14)


Остеопатические воззрения
Роллина Е. Беккера, Д.О.

Редакция Рэйчел Е.

Брукс, М.Д.

главы 1-3

Рудра
Пресс

Портланд, Оригон

1997


Оглавление

3

7

9

11

15

17

20

22

24

27

29

31

33

43

45

51

58

точки………………………………………………………………. 64

65

69

71

……………………………………………………………………………….. 83

……………………………………. 84

89

92

……………………………………………………………………………….. 96


ПОСВЯЩАЕТСЯ АРДАТ БЕККЕР



Вступление


РОЛЛИН Е. БЕККЕР, доктор остеопатии, был одним из тех студентов Вильяма Гарнера
Сазерленда, доктора остеопатии, почётного доктора наук, кто внимательно
вслушивался и вдумывался в значение и значимость того, чему он обучался. Он был
врачом-остеопатом, а также преподавателем на одном из медицинских факультетов.
Нам очень повезло, что доктор Беккер сделал записи о том, что он изучал как во время
обучения, так и на собственном опыте практикующего врача-остеопата.

В его записях отражены примерно 60 лет клинической практики. Несмотря
на то, что остеопатическому учению сегодня уже более 100 лет, существует довольно
небольшое количество литературы, написанной на основе современного опыта
остеопатического диагноза и лечения клинических проблем. Данная книга, содержащая
работу доктора Беккера, является значительным вкладом в общий фонд
остеопатической литературы.

На своих лекциях, прочитанных в Краниальной Обучающей Организации
Сазерленда, доктор Беккер говорил студентам о том, что их дальнейшее обучение
последует из их опыта как практикующих остеопатов. Это верно, поскольку не может быть
двух совершенно одинаковых пациентов, когда речь идет о диагнозе и проблемах тела.
Существует множество проблем, которые сегодня обнаруживает в телах своих
пациентов практикующий врач-остеопат, проблем, которых никогда не видели ни
доктор Стилл, ни доктор Сазерленд. Так же верно и то, что в наше время остеопат
вероятно не столкнется с теми заболеваниями, которые приходилось лечить доктору
Стиллу за время его практики.

На сегодняшний день большое количество данных поступает из области
физических и биологических наук, которые способствуют более точной диагностике и
пониманию того, как проблемы в механике тела проявляются в физиологических
расстройствах. Однако простые механические принципы мануальных операций в
остеопатической практике являются теми же, что и 100 лет назад, и эти простые
принципы несут в себе обещание чего-то далеко идущего. Ибо как сказал доктор
Сазерленд: «Возможности науки Остеопатии велики, подобно величию Небес».

Именно принимая во внимание эти «возможности», доктор Беккер проводил
остеопатическое лечение и учился на заболеваниях своих пациентов. И именно
исследование этих возможностей позволило ему как учителю сказать нам столько
ценного.

,
D.O., D.Sc. (hon)


9


Предисловие


ПРОЕКТ ОПУБЛИКОВАНИЯ лекций доктора Роллина Е. Беккера был задуман в 1991
году, когда я начала собирать материалы из всех доступных источников. Я
рассчитывала найти довольно ограниченное количество этих работ, поскольку
известно, что доктор Беккер был довольно немногословным человеком и любил особо
выделять снова и снова одни и те же моменты. Однако мои поиски были
вознаграждены: Я обнаружила богатый и разнообразный материал. В данном томе
содержатся опубликованные и неопубликованные беседы, которые он вел со своими
коллегами. Во втором томе напечатаны более личные и частные его беседы.

Материал, опубликованный в данной книге, охватывает тридцатилетний
период, с 1958 по 1988 год. Он был собран из различных источников, которые
включают в себя записи, сделанные для представления на лекциях, а также
опубликованные статьи, записи прочитанных лекций с магнитофонных кассет, беседы
со своим сыном (доктором Дональдом Беккером), очерки и заметки, бегло записанные
при различных обстоятельствах. Поскольку источники столь разнообразны, не всегда
было возможно точно установить авторство цитат, использованных доктором
Беккером. Особенно это касается тех цитат, которые он зачитывал на своих лекциях.

Доктор Беккер говорил и писал в свободном, идиосинкразическом стиле.
При публикации данной книги потребовалось приложение больших усилий для
передачи его манеры повествования, для того, чтобы одновременно сделать текст
удобочитаемым, а информацию – доступной. Некоторые повторяющиеся места не были
опубликованы в этой книге, но многие были оставлены. Всегда, когда доктор Беккер
писал или говорил о какой-нибудь части тела или теме, он обращался ко всей
аудитории. Кроме того, концепции, которым учёный неоднократно придавал особое
значение, заключают в себе повторение, поскольку детально они очень мало изучены.
Также незначительные, но постоянные отклонения в его формулировке этих идей
предоставляют нам более глубокое их понимание. Доктор Беккер часто говорил о том,
что работе нельзя научить, но ей можно обучиться.

Доктор Беккер всегда довольно свободно использовал в своих выступлениях
слова докторов Эндрю Тейлора Стилла и Вильяма Гарнера Сазерленда. В данной книге
слова этих великих людей часто оформлены в виде цитат. Однако осведомленный
читатель легко распознает другие намеки на слова и действия Стилла и Сазерленда.
Читатель также отметит тот факт, что использование доктором Беккером некоторых
слов различается в зависимости от различных обстоятельств. В частности, значения,
которые он вкладывает в термины «неподвижность», «потенция» и «точка опоры»
свидетельствуют о некоторых едва уловимых или вполне очевидных отклонениях в
смысле этих слов, используемых в различных контекстах.

В этом томе большая часть опубликованных статей была издана с
внесенными изменениями в их первоначальный текст. Это было сделано для того,
чтобы книгу было легче читать, а также для того, чтобы убрать постороннюю или
повторяющуюся информацию. Однако особое внимание было уделено тому, чтобы
сохранить смысл, который доктор Беккер вкладывал в свои слова. В тех же случаях,
когда издатель был неуверен в том или ином смысле, была оставлена двусмысленность,
чтобы сам читатель мог поразмыслить над этим.

Лишь небольшое количество грамматических изменений было внесено в
текст лекции «Будьте спокойны и знайте», поскольку эта глава – особая дань своему
учителю, доктору Сазерленду, имеет огромное личное значение для доктора Беккера. В
другой части книги две группы статей были значительно отредактированы: они были


10

перегруппированы, и из них была издана примерно половина их первоначального
размера. Речь идет о статьях, входящих в главу «Диагностическая пальпация» и
лекциях о травмах типа «удара хлыста» и о тех, которые входят в главу «Силовые
Факторы и физиология тела. Обе эти серии статей изначально были опубликованы в
Ежегодном издании Академии Прикладной Остеопатии. Они повторно опубликованы в данной книге с позволения Американской Академии Остеопатии. Некоторое
количество статей, содержащихся в этой книги, были напечатаны за последние шесть
лет в газете Краниальной Академии; большее количество из них публиковались после
того, как книга вышла в свет.

Я благодарю всех людей, которые работали вместе со мной над этим
проектом. Прежде всего, благодарю моего учителя Свами Четанананда (Swami
Chetanananda), который познакомил меня с Роллином Беккером, и который помогает
мне понимать те знания, которые доктор Беккер дал мне. Я также благодарю за
хорошее отношение ко мне и за помощь в создании книги семью Беккера – его жену
Ардат и детей – Дона и Джинни.

У меня нет слов, чтобы поблагодарить Пэт Тарзиан за ее добровольную
помощь. Она приняла этот проект близко к сердцу и использовала свой богатый
издательский дар для того, чтобы эта книга достигла того уровня качества, который
заслуживает работа доктора Беккера. Она также очень помогла мне, проведя несметное
количество часов, делая записи с магнитофонных лент и внося исправления, сделанные
на многочисленных черновиках каждой статьи. В число других людей, которые мне
помогли, входят доктор Дункан Соул (Duncan Soule), Лаура Вашингтон (Laura
Washington), Джули Хенкин (Julie Hankin), доктор остеопатии Хэролд Гудмен (Harold
Goodman), а также члены правления Краниальной Обучающей Организации
Сазерленда.

В конце концов, я должна поблагодарить самого доктора Роллина Беккера,
человека, который глубоко повлиял на меня и дал мне больше, чем работу всей моей
жизни. Он ничего не просил взамен, кроме того, чтобы я сделала все от меня зависящее с имеющимся материалом. Данная книга является частью приложенного мной усилия.


11 Введение


НА ПРОТЯЖЕНИИ СТА ЛЕТ своего существования остеопатическая наука и
искусство передавались из рук в руки, от сердца к сердцу. Учение доктора Роллина Е.
Беккера является живым связующим звеном в этой цепи. Этот человек был
одновременно и одаренным студентом, и мудрым учителем.

Доктор Беккер посвятил всего себя тому, чтобы стать студентом остеопатии.
После того, как он получил ученую степень в остеопатическом колледже и насколько
лет занимался практикой, используя полученные знания, он обнаружил у себя
способности к более углубленному исследованию того, что было сформулировано
доктором Эндрю Тейлором Стиллом, основателем остеопатии. В трудах Стилла он
обнаружил богатое количество мыслей для дальнейшей разработки, а также
специфическое руководство, которое потребовалось ему для того, чтобы продолжить
свои исследования.

Стремление доктора Беккера исследовать то, чему учил доктор Стилл, было,
прежде всего, самообучением. Он делился своими вопросами и мыслями с коллегами,
но в конечном итоге он переносил все усилия в свой офис, когда работал с пациентами.
После нескольких лет такого типа обучения он пришел к доктору Вильяму Г.
Сазерленду, автору краниальной концепции в остеопатии. На протяжении тех десяти
лет, во время которых они тесно сотрудничали, доктор Сазерленд поделился с
доктором Беккером своим методом, способствовавшим проведению более глубоких
изысканий в проведённых исследованиях.

Руководство докторов Стилла и Сазерленда способствовало тому, что
доктор Беккер начал изучать наиболее достоверный из всех доступных источников –
жизненные силы, присутствующие в живом организме. Он стал непрерывным
наблюдателем, постоянно ищущим ответы на вопросы. Чем является здоровье, и какой
наиболее действенный и эффективный путь для того, чтобы помочь ему
восстановиться?

Остеопатия в понимании доктора Беккера сосредоточилась на «Жизни в
движении»и Неподвижности. Он пришел к выводу, что все живое находится в
движении, – что сама Жизнь проявляется как движение. Для него единственным
способом описать состояние, названное здоровьем, являлось наличие абсолютно
свободного движения внутри организма на всех уровнях. Для того, чтобы помочь
пациентам восстановить здоровье, прежде всего, необходимо устранить все
ограничения этого свободного движения.

Признавая тот факт, что жизнь проявляется в виде движения, он также
понимал, что мощность жизни находится в Неподвижности. Он говорил о
фундаментальной Потенции или Мощности, существующей во всем живом на
протяжении всей жизни. Сама жизнь берет свое начало из этой мощности, в основе
которой лежит неподвижность – динамическая неподвижность, наполненная
потенциалом, та неподвижность, которую можно научиться так же уверенно
пальпировать, как и движение. Все эти свойства жизни – движение, потенция и
неподвижность – являются доступными источниками для восстановления здоровья.

Признание такого взгляда на природу здоровья ведет к другой ключевой
концепции учения и практики доктора Беккера. Речь идет о понимании роли остеопата.
Остеопат больше не решает в чем состоит проблема пациента, и затем делает что-либо для
её разрешения. Доктор Беккер всегда особо подчеркивал тот факт, что одна и та же
неподвижность и жизнь в движении существует как в теле остеопата, так и в теле пациента.
В организме пациента такие свойства представляют собой самоисправляющиеся


12

способности, постоянно находящиеся в действии. А остеопат, в свою очередь, при помощи
своей сознательной осведомленности и умелых рук способен побудить эти механизмы
здоровья внутри пациента к более эффективному уровню функционирования.

Доктор Беккер всю свою жизнь посвятил остеопатии, которой он обучал
своих студентов. Его понимание здоровья и лечения было глубоким, как и его
способность применять свои познания на благо пациентам и студентам. Однако он
всегда выражал свое глубокое понимание как можно более простым и понятным
способом. Он делал все возможное, чтобы помочь каждому пациенту, и всегда
стремился узнать как можно больше о жизни от каждой встречи.

Остеопатия и Краниальная Концепция

Наука остеопатия была открыта в 1874 году врачом-терапевтом Эндрю
Тейлором Стиллом, человеком, который старательно пытался обнаружить более
эффективную систему лечения. Его интенсивное исследование обеспечило ему
понимание, благодаря которому он сформулировал несколько фундаментальных
принципов. Он учил тому, что структура тела и способы его функционирования
неразрывно связаны, и что в каждом человеке содержатся необходимые для здоровья
ресурсы. Он также говорил о том, что тело является единицей функционирования – что
тело, мозг и душа действуют как единое целое, постоянно работая для того, чтобы
исцелить себя. По мнению доктора Стилла, все болезни или недомогания являются
препятствиями на пути свободного потока материальных и энергетических элементов в
теле, нарушая, таким образом, внутренний процесс самолечения.

На основе понимания этих принципов доктор Стилл разработал свой
подход, в котором используются знание остеопата, его понимание, и руки как первичные
инструменты, как для диагностики, так и для лечения. В основанном им колледже
студентам предоставляется большое количество познаний в области медицины и
хирургии, однако сам доктор Стилл всегда настаивал на необходимости глубокого
понимания анатомии и физиологии, а также на применении навыков пальпации. Со
временем были разработаны остеопатические манипуляторные подходы, в которых
применялись принципы Стилла для лечения пациентов.

В 1892 году доктор Стилл основал Американскую Остеоатическую Школу в
Керксвиле, штат Миссури, а в 1900 в нее поступил человек, которого звали Вильям
Гарнер Сазерленд. За время своей учебы в колледже доктор Сазерленд также
задумывался над функционированием механизмов, присутствующих в человеческом
теле. Ему пришла в голову мысль о том, что кости живого черепа поддерживают
движение на протяжении всей жизни, которое определяет наличие того или иного типа
дыхания. При помощи исследований, наблюдений и проведения опытов над собой за
сорокалетний период доктор Сазерленд детально изучил функционирование
респираторного механизма. После этого 15 последних лет своей жизни он занимался
обучением студентов своей краниальной концепции, а также практическим
применением этой концепции при лечении пациентов – лечении, которое стало
известно как краниальная остеопатия или остеопатия в области черепа. На всем
протяжении своей преподавательской практики доктор Сазерленд постоянно
подчеркивал тот факт, что краниальная концепция является лишь продолжением науки
остеопатии доктора Стилла, а не находится в стороне от нее.

Открытия, сделанные доктором Сазерлендом, вышли далеко за рамки
описания механической системы; он пришел к пониманию того, что наблюдаемое им
движение является основной действующей жизненной силой. Это проявление жизни в
движении – проявление фундаментальных саморегулирующихся, самоисцеляющих


13

Из-за самой природы этих фундаментальных механизмов и их ритмического
качества доктор Сазерленд назвал это первичным респираторным механизмом (который также называется краниосакральным механизмом). Он описал пять
компонентов этого механизма, которые функционируют как единое целое. Вот эти пять
компонентов: 1) колебание спинно-мозговой жидкости с потенцией прилива; 2)
подвижность, присущая центральной нервной системе; 3) подвижность краниальной и
спинальной твердых мембран (реципрокно напряженных мембран); 4) суставная
подвижность костей черепа; и, наконец 5) непроизвольная подвижность крестца между
подвздошными костями.

Обладая пониманием анатомии и физиологии этого хрупкого, но мощного
механизма, доктор Сазерленд также смог установить принципы лечения для работы с
данным механизмом. Он разработал свой подход, заключающийся в использовании
манипуляций рук, который был настолько же тонким, но мощным, как и сам механизм.
Этот лечебный подход доктора Сазерленда может быть обобщен в одной фразе:
«Позвольте внутреннему физиологическому функционированию проявить свою
собственную безошибочную потенцию вместо того, чтобы использовать слепую силу
извне».

Понимание и подход, которому учил доктор Сазерленд, никогда не
ограничивался краниальным механизмом. Этот первичный респираторный механизм
представлен во всей физиологии тела. Вот почему он используется исключительно для
того, чтобы лечить заболевания в краниальной сфере, а потенциально он может
способствовать любому проявлению, возникающему вследствие болезни или травмы.

Доктор Сазерленд разработал курс обучения остеопатов необходимому
пониманию и пальпаторным навыкам, чтобы они могли начать лечить своих пациентов
таким способом. Преданные ему студенты, в число которых входил доктор Роллин
Беккер. продолжили его работу и таким образом дело доктора Сазерленда живо по сей
день.

Биографические данные

Роллин Е. Беккер (1910-1996) родился и вырос в семье остеопата. Его отец,
доктор остеопатии Артур Д. Беккер был выдающимся и уважаемым остеопатом,
работающим на факультете доктора Эндрю Тейлора Стилла, а позднее был деканом в
двух остеопатических колледжах. В 1933 году Роллин получил ученую степень в
Американской Остеопатической Школе (позже переименованной в Керксвилский
Коледж Остеопатической медицины), и после нескольких лет, проведенных в
Оклахоме, он переехал в Мичиган, где занимался остеопатической практикой в течение
тринадцати лет.

В 1944 году, прожив в Мичигане примерно десять лет, он познакомился с
доктором Вильямом Тернером Сазерлендом. В 1948 он начал работать на обучающем
факультете в рамках одного из курсов обучения доктора Сазерленда. В 1949 году
доктор Беккер переехал в Техас, где занимался практикой до 1989 года. На протяжении
всего этого времени он постоянно помогал доктору Сазерленду в его работе. С 1962 по
1979 год доктор Беккер был президентом Краниальной Обучающей Организации
Сазерленда, образовательного учреждения, целью которого является продолжение
работы В. Г. Сазерленда.

Более подробную информацию о Краниальной Обучающей Организации
Сазерленда вы найдете в конце книги.


15

Глава 1: Изучение и практика остеопатии


17

Глубокий океан исследований

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1982 году в рамках основного курса
Краниальной обучающей организации Сазерленда в Александрии, Виржиния.

СЕЙЧАС НАМ С ВАМИ предстоит совершить грандиозный переход для того, чтобы
использовать все то, что вы применяли до сих пор в своей практике, при работе во
время этой недели. Нашей главной задачей как преподавателей является помочь вам
пройти этот путь, как можно более легко. Однако хочу предупредить вас, что все, что
мы будем делать во время этой недели, является довольно сложной работой.

В качестве одного из мостиков, который мы будем использовать для
осуществления этого перехода, я написал на доске основные остеопатические
принципы, уже знакомые вам по колледжу. Вот четыре из них: 1) Тело – это единое
целое; 2) Тело обладает саморегулирующимися механизмами; 3) Структура и функция
взаимосвязаны; 4) Рациональная терапия основана на понимании
саморегулирующегося механизма тела как единого целого, а также взаимосвязи
структуры и функции в организме. Эти принципы вы неоднократно слышали во время
вашей практики, начиная с того времени, когда вы только поступили в остеопатический
колледж. Мы все согласны с тем, что это замечательные принципы. Однако кто из вас
осознает, когда вы слышите или читаете эти постулаты, что речь идет о живом
механизме? Большинство из вас приходит из школы, где вы видели, как все
медицинские действия осуществляются на трупе, лежащем на столе, с которым можно
делать все, что нам будет угодно.

На протяжении этой недели мы будем говорить о живомтеле как едином целом,
о живом саморегулирующемся механизме, о живых структуре и функции, которые
взаимосвязаны, а также о живой терапии, основанной на понимании. Эти механизмы
живые, они здоровы. Именно поэтому сегодня мы находимся здесь. Мы считаем, что
именно сейчас необходимо взять на себя дополнительную ответственность при работе с
живым механизмом, заставляя его работать на нас, вместо того, чтобы самим делать
что-нибудь для него. Мы находимся здесь для того, чтобы понять, как данный
механизм работает на нас, понять правила и принципы, которые позволят нам заставить
его делать это. Существует много способов заставить его сотрудничать с нами, чтобы
затем мы могли сотрудничать с ним. Мы ничего не будем делать для него, мы просто
будем сотрудничать с ним, так как он уже работает на нас.

Итак, целью данного курса является обучение здоровью и функции как
механизмам, выраженным анатомо-физиологическими функционирующими
механизмами. Мы находимся здесь, чтобы изучить, как тело и мозг, наши различные
функциональные единицы, работают для нас при здоровом состоянии организма. Мы
здесь не для того, чтобы изучать анатомию и физиологию краниосакрального
механизма; поскольку они являются лишь инструментами, с которыми нам предстоит
работать, у которых нам нужно будет учиться. Мы здесь не для того, чтобы научиться
ставить диагноз и лечить болезни или травмы этого механизма; мы здесь для того,
чтобы узнать, каким образом здоровье доставляется изнутри живого механизма. Для
этого нужно осознать, что внутри каждого из нас находится первичный остеопат, который
включает в себя краниосакральный механизм – их невозможно разделить, они являются
единым целым. Нам необходимо понять, что именно этот первичный остеопат,
находящийся внутри нас, точно знает все о состоянии здоровья и постоянно выносит
это здоровье на поверхность при условии, что мы будем прислушиваться к нему.

Этот живой остеопат внутри нас всегда проявляет здоровье. Начиная с того времени,
когда вы были зачаты, и до тех пор, пока вы не протянете ноги, он постоянно проявляет


18

здоровье для вас. Для каждого десятилетия вашей жизни у вас имеется
соответствующий тип здоровья. Если вам двадцать лет, вы обладаете тем типом
здоровья, который буквально является выражением вашего возраста. Подобно каждому
из нас, этот тип здоровья созревает, постепенно изменяется, но постоянно присутствует
в нас.

Пациенты приходят к нам на прием, поскольку их здоровье слегка закрылось
тучами, и из этих туч на них идет дождь, но это не меняет тот факт, что над этими
тучами продолжает светить солнце, и здоровье все еще возможно. В нашей власти
освободить это состояние здоровья из состояния травмы или заболевания, и позволить
остаться лишь здоровью. В таком случае наша позиция как остеопатов вторична. В нашу
обязанность, как вторичных остеопатов, входит работа с первичным остеопатом внутри нас и
внутри наших пациентов, чтобы позволить внутренней физиологической функции
проявить свою скрытую потенцию – вывести это состояние здоровья на поверхность.

Для того чтобы научиться это делать, мы должны углубиться в другой океан
понимания и позволить физиологической функции, находящейся внутри пациента,
буквально натренировать нас. Нас интересует вопрос: где находится здоровье в
пациенте? Как вывести это здоровье на поверхность? Физиология тела пациента
буквально обучает нас этому. Остеопат, находящийся внутри моих пациентов, обучал меня
в течение последних сорока восьми лет, но я до сих пор остаюсь студентом. Этот этап
также является частью того перехода, который нам предстоит совершить.

Мы хотим научиться чувствовать и понимать, как эти механизмы работают
внутри нас и в наших пациентах. Во время этой недели, когда вы поставите себя на
место пациента, позвольте себе почувствовать работу этих механизмов подобно тому,
как студент-доктор будет пытаться почувствовать работу тех же механизмов внутри
вашего тела. Это способ начать чувствовать функцию.

Для достижения вышеизложенных целей, мы рассмотрим три основных этапа,
которые нужно пройти, первый из которых является самым сложным. Прежде всего,
следует учесть тот факт, что анатомо-физиологическая функция внутри вас и вашего
пациента является живой и уже находится в движении, а также доступна для вашей
оценки и использования. Вам необходимо примириться с этим фактом – закройте глаза
и переступите через невидимую границу, надеясь на то, что там, куда опустится ваша
нога, с другой стороны этой границы, вы ощутите твердую почву. Внезапно вы
поймете, что ваша роль вторична по отношению к тому, с чем вы работаете. Главный
босс находится внутри. Он внутри вас и ваших пациентов. Вторичный остеопат должен
научиться понимать и использовать его.

Во-вторых, нам необходимо детально изучить анатомо-физиологический
механизм живого тела. Мы должны понять, что живые анатомо-физиологические
элементы первичного респираторного и краниосакрального механизмов не являются
отдельной единицей функционирования или изучения. Мы должны добавить эти
элементы к тем знаниям по анатомии и физиологии, которые мы получили в школе.
Когда я пришел на первое занятие к доктору Вильяму Гарнеру Сазерленду, я сказал
ему, что пришел не для того, чтобы изучать его труды, а чтобы расширить свои
познания в области анатомии и физиологии, включая краниосакральный механизм,
который мы не изучали в школе. Доктор Сазерленд обучил меня этой профессии, и
теперь я обучу ей вас. Вы находитесь здесь, чтобы продолжать изучение анатомии и
физиологии живого тела, что включает в себя первичный респираторный механизм.

Третьим нашим шагом будет являться усовершенствование наших живых
навыков пальпации. Они понадобятся нам для того, чтобы работать с живыми
механизмами в живом теле. Именно эти навыки позволят нам правильно оценить и
использовать работающие элементы тела, чтобы позволить им самостоятельно
вылечить пациента. Такое самолечение пациентов наступает каждый раз, когда мы


19

кладем наши руки на их тело, при условии, что мы будем сотрудничать с уже
работающими механизмами.



20


Вечные студенты

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1986 году в рамках развивающей
программы на факультете Краниальной обучающей организации Сазерленда в

Филадельфии, Пенсильвания.


такой остеопат? Главной задачей остеопата является служение людям. Наука остеопатия
начинается с обнаружения структуры и функции в организме человека. Они
проявляются в виде жидкого движущегося мобильного механизма внутри физиологии
тела. Они являются своеобразным опытом, исходящим изнутри тела пациента, этот
опыт выражается как самообученный, натренированный пальпаторный навык остеопата. В
работе Э.Т. Стилла содержится вся наука остеопатия. В работе В. Г. Сазерленда –
описание первичного респираторного механизма, с детально рассмотренной анатомией
и физиологией, при этом его работа является не одним из компонентов работы доктора
Стилла, а самостоятельным целым, входящим в науку остеопатию.

Нужно постоянно помнить о таком важном факте, что во время своих открытий
доктора Стилл и Сазерленд признавали, что наука остеопатия является
основополагающим жизненно важным законом физиологии тела, и признавали
необходимость стать вечными студентами, на протяжении всей жизни изучающими
живую физиологию тела. Они перестали быть врачами – они стали студентами. Они
прекратили свои поиски и основали остеопатию; они стали студентами науки
остеопатии до конца своих дней. Доктора Стилл и Сазерленд стали вечными
студентами, подобно всем тем врачам, следующим по их стопам, которые также сочтут,
что необходимо быть студентами – которые согласятся действовать в соответствии с
определенным набором жизненных законов для служения человечеству.

Мы находимся здесь не для того, чтобы вспоминать о трудах Стилла или
Сазерленда; мы здесь для того, чтобы стать студентами, изучающими законы того
механизма, который был ими открыт. Эти законы вполне доступны, они являются
открытым пространством. Стилл и Сазерленд стали студентами и посвятили себя
науке. Они передали свои труды своим последователям, но они дали только ключ, зная,
что все остеопаты должны сами стать студентами своей работы. Главной задачей в
остеопатической практике является рассмотрение физиологии тела как единого целого
– ее структуры и функции как некоего единства – а также нужно признать, что
произвольно-непроизвольный жидкий движущийся мобильный механизм является
выраженным преобразованием, заключенным в физиологии тела. Как остеопатам, нам
необходимо развить навыки пальпации, которые позволяют нам улавливать
физиологию пациента. Мы должны осознать тот факт, что первичный респираторный
механизм является рабочей единицей науки остеопатии и включить эту
функциональную единицу в целую картину здорового состояния и/или дисфункции в
физиологии тела пациента.

Мы должны поставить диагноз и лечить тело как единое целое. Нам не следует
делить его на соматический и краниальный отделы, но вместо этого мы должны лечить
его как целостность. В науке остеопатии функция здоровья и дисфункции также
рассматривается как единое целое. Остеопат должен уметь общаться с физиологией тела
пациента, учиться у нее и стараться не попадать в ловушку – то есть не разделять
различные части тела. Когда вы работаете с одной его частью, вы находитесь в
контакте со всеми остальными. Вы прислушиваетесь и чувствуете функционирование
одного отдела, но одновременно вы слышите, как функционирует весь организм. Если
вы усвоите такое открытое отношение к своей работе, организм пациента станет для
вас большим, чем просто единицей – он станет единым целым.


21

Когда вы учитесь прислушиваться к физиологии тела пациента, со стороны
может показаться, что вы ничего не делаете, однако вы совершаете довольно тяжелую
работу; слушать на протяжении определенного отрезка времени – это довольно трудное
дело. Однако вы можете научиться выполнять эту работу, у вас впереди вся жизнь.
Стилл и Сазерленд делали это, вы тоже вполне можете научиться. Доктора Стилл и
Сазерленд были студентами. Они посвятили всю свою жизни изучению науки
остеопатии, и одной из основных вещей, которые они поняли, было то, что никогда не
наступит такого времени, когда можно прекратить изучать науку остеопатию. Они
согласились подчиниться фундаментальным законам, находящимся внутри физиологии
в теле каждого пациента. Они научились определять и использовать основные правила
здорового состояния, действующие в нас, и именно эти правила следует искать для
восстановления состояния здоровья при любой дисфункции, заболевании или травме,
из-за которых пациент пришел к вам на прием. Доктора Стилл и Сазерленд изучали
каждый отдельный механизм внутри физиологии тела каждого пациента, и они учились
для каждого отдельного случая ставить подобающий диагноз и составлять лечебную
программу. Они учились у самого тела своих пациентов.

Что может быть нового в науке остеопатии? Ответ прост: это каждый
следующий пациент, приходящий в ваш офис, тот самый, который везде побывал и все
испробовал. Физиология тела является учителем, а остеопат – студентом. Механизм
физиологии тела предоставляет нам множество экспериментальных возможностей для
обеспечения здорового состояния для пациента. Как остеопату-студенту вам следует
создавать техники, основанные на понимании механизма, мысленно представляя, что,
по вашему мнению, должно быть в данном отделе, и затем развивать эти техники, когда
вы поймете функционирование механизма для каждого конкретного заболевания и
каждого пациента. Иными словами, перед вами открыто множество дверей для
проведения экспериментов, при условии, что вы будете подчиняться законам науки
остеопатии. Результаты вашей работы будут прямо пропорциональны вашим знаниям и
развитому вами чувству осязания. Как студенты физиологии тела и как остеопаты мы
можем использовать и подчиняться физиологии тела пациента при лечении каждого
отдельного случая. Тех, кто решил изучать и использовать работы докторов Стилла и
Сазерленда, ждет блестящее будущее. Спасибо вам.


22

Шаги, которые необходимо предпринять

Отрывки из разных лекций, прочитанных с 1969 по 1986 гг.

ОСНОВНЫЕ ОСТЕОПАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ были окончательно
сформулированы в 1874 году при рождении науки остеопатии, и их истинность с
каждым десятилетием все более подтверждается. Современные исследования при
помощи чрезвычайно чувствительных инструментов доказывают действенность этих
истин. Для того, чтобы доказать некоторые другие истины, сформулированные
докторами Э.Т. Стиллом и Сазерлендом, ученые применяют сверхточные инструменты.
Наша задача как врачей-остеопатов состоит в том, чтобы воплотить эти истины в
нашей повседневной рабочей практике и регулярно применять их как для разрешения
каждой клинической проблемы, так и для лечения каждого пациента.

Основные принципы Э.Т. Стилла не являются готовой программой для
мгновенного понимания физиологии живого тела в здоровом состоянии и при травме
или заболевании; напротив, это требующие длительного изучения программы для
самостоятельно обучающегося остеопата, развивающие его понимание этих сложных
живых механизмов. Каждый живой анатомо-физиологический механизм
демонстрирует свое внутреннее функционирование, как в здоровом состоянии, так и
при травме или заболевании.

Для того, чтобы понять основные принципы остеопатии, остеопату необходимо
внести радикальное изменение в свою концепцию о предназначении остеопата. Он не
должен сохранять свои прежние концепции в работе с пациентами; ему не следует
пытаться усвоить новые концепции, просто пытаясь применять их при лечении
пациентов. Он должен прежде всего изменить свой образ мыслей и попытаться познать
себя самого, до тех пор, пока не почувствует удобство при работе с новыми
инструментами. Вторым шагом будет применение этих инструментов для лечения
пациентов.

Шаги:


Первый шаг является самым трудным, но и самым важным для понимания и
использования живых здоровых механизмов. Во-первых, обнаружьте и исследуйте
механизмы живого функционирования внутри себя, и это приведет вас к пониманию
функционирования этих механизмов в организме пациентов.


Признать тот факт, что в вашем пациенте находится Живой Механизм.
Жизнь всегда пытается выразить здоровье.

После принятия этого факта наступает отступление. Признайте тот факт, что
механизм говорит вам правду

Усовершенствуйте  навыки   пальпации.   Человеческое   тело   умнее   вас,
следовательно, учитесь у него.


23

Второй шаг – стать хранителем живых функций в работе. Подчинитесь
пациентам.

Третий шаг состоит в том, чтобы развить живой навык пальпации. Пальпация
является тем инструментом, который остеопат использует для обнаружения здоровья,
находящегося внутри каждого человека. Научитесь чувствовать внутреннюю
функцию, а не просто сильные и слабые движения.

Возможно, вы думаете, что в ходе данного курса вы получите какую-либо
информацию?Усовершенствуете пальпаторные навыки? Получите необходимые
знания, касающиеся лечения пациентов?

Нет, вы пришли сюда для того, чтобы самим стать тем лечением, которое вам
нужно будет осознать и использовать при работе с пациентами.


24

Помощь всегда рядом

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1988 году в рамках обучающего курса и развивающей программы факультета Краниальной обучающей организации

Сазерленда.

ОДНАЖДЫ Я УВИДЕЛ в одной газете статью, озаглавленную «Помощь, которая
всегда рядом». Речь шла о международной организации, которая разработала
телефонную сеть для людей, нуждающихся в помощи. Ознакомившись с принципами
функционирования этой организации, мы можем извлечь для себя много полезного,
поскольку эти принципы аналогичны тем, которые остеопаты используют при лечении
пациентов. Методы, используемые работниками этой организации, могут применяться
всеми, кто хочет помочь людям.

24 часа в сутки телефонные линии «Помощи» обслуживаются обученными
добровольцами, отвечающими на любые звонки – молодых и старых людей, богатых и
бедных, больных, потерявших надежду, склонных к самоубийству, даже тех, кто просто
жалуется на одиночество. Секрет их метода состоит не в том, что они говорят этим
людям, а в их умении слушать людей, которым необходима помощь.

Сотрудников центров "Помощи" обучают тому, что умение слушать, даже по
телефону, уже является своеобразной помощью. Им известно, что умение слушать в
зависимости от каждого нуждающегося в помощи само по себе является настоящей
реакцией, если этот человек, в свою очередь, сам себе пытается помочь. Сотрудники
этой организации не дают приказов или советов, они не проповедуют и не поучают.
Они не указывают человеку на то, что ему следует делать, и не утверждают, что знают,
что именно его беспокоит. Напротив, они обучены лишь слушать то, что говорят люди,
не делая при этом никаких заключений, их задача – слушать, не пытаясь анализировать
состояние людей или их проблемы. Отвечая человеку, они говорят с ним
беспристрастно. В их задачу входит побудить человека просто ответить им, сказать
что-нибудь, что может ему помочь заглянуть вглубь себя.

Вот один из методов, которым обучают сотрудников организации «Помощь», –
когда к вам обращаются за помощью, вы должны попытаться повторить проблему,
выраженную человеком, нуждающимся в помощи, так, чтобы он или она могли
услышать, как их проблема звучит со стороны. Не утверждайте, что понимаете эту
проблему. Позвольте человеку самому выразить свои чувства. Позвольте человеку,
нуждающемуся в помощи, самому делать предположения и двигаться по направлению
к разрешению проблемы. Например, вам лучше спросить у этого человека, как он
намерен справиться с создавшейся ситуацией, вместо того, чтобы говорить, как вы
сами поступили бы в создавшихся обстоятельствах. Вы хотите помочь им обнаружить,
что их собственная сила вполне хороша, какой бы ограниченной она им ни казалась.
Таким образом, сотрудники-добровольцы помогают людям, которые им звонят,
наилучшим образом использовать их собственные ресурсы и делиться своими
чувствами наиболее конструктивным способом. В конечном итоге метод организации
«Помощь» состоит в том, что следует сопереживать человеку и дать ему понять, что
вас волнует то, что с ним происходит. Вас волнует тот факт, что этот человек обратился
к вам за помощью, и вы внимательны к нему как к личности.

Благодаря этим принципам и навыкам деятельность организации «Помощь»
весьма эффективна. Такой метод вербального контакта требует тренировки, но его
принципы довольно просто освоить, и каждый из нас способен применять их на
практике.


25

Поскольку я сейчас стою здесь и разговариваю с вами, мне бы хотелось, чтобы
вы прислушались к тому, что происходит в вашем мозгу, когда к вам обращаются за
помощью. Вы должны осознавать свои чувства по отношению к обратившемуся к вам
человеку, вы должны принимать этого человека таким, какой он есть – то есть считать
его таким же сильным человеком, как и вы сами. Слушайте его и отвечайте ему, не
вынося никаких суждений о нем. Люди чувствуют себя свободней рядом с человеком,
который спокойно принимает их такими, какие они есть. От вас требуется просто
оставаться в расслабленном состоянии и ничего не делать. Уже одно ваше присутствие
в подобной атмосфере окажет целительное действие. Именно эта заботливая внимательная реакция, а не показная или активная делает эффективным
остеопатическое лечение, связанное с манипуляциями.

) изложил
подобную концепцию. Он писал о том, что на самом деле помощь состоит не в том,
чтобы что-то отдавать, а в том, чтобы разделять горе другого человека. Он учил, что мы
можем помочь другим, если мы поймем и осознаем наши настоящие чувства, не вынося
никаких суждений, и если мы тепло отнесемся к людям, которым нужна наша помощь,
и которые настолько же сильны, как и те из нас, кто думает, что здоров. Люди
отреагируют на наше хорошее отношение к ним, доверившись нам, и смогут сами себе
помочь.

Мы провели параллель между работой добровольцев, общающихся с людьми, и
остеопатов, занимающихся наукой остеопатией. Следует учитывать тот факт, что когда к
вам на прием приходит пациент, он несет в себе физиологию тела, которому нужна
ваша помощь. Вместо того, чтобы говорить об этой помощи с пациентом, мы обучимся
пальпации и молча обследуем физиологию тела. Научитесь молча работать с
пациентом, используя ваше натренированное чувство осязания для того, чтобы
позволить здоровью восстановиться. Вместо того чтобы просто слушать слова, мы
молча прислушивается к физиологии тела и понимаем ее. Вместо того чтобы обсуждать
с пациентом создавшуюся ситуацию, мы займемся физической практикой, обучаясь
тому, как почувствовать эти изменения, услышать то, что происходит внутри пациента.
Пациент, как и я сам, не должен произнести ни слова. Мне не нужны слова, когда я
практикую искусство прислушиваться к тканям.

Подобно тому, как добровольцу необходимо научиться случать людей, для
успешной работы остеопату нужно развить и усовершенствовать свой навык пальпации,
чтобы прислушиваться как к общему, так и к специфическому непроизвольным
механизмам анатомии и физиологии пациента, к механизмам, нуждающимся в помощи.
Развивайте пальпаторный навык для того, чтобы буквально почувствовать те вопросы,
с которыми пациент пришел к вам на прием. Помощь, в которой нуждается пациент,
может быть определена и скоординирована при помощи слушающей реакции, которую
остеопат развивает своими пальпаторными навыками. Пациент нуждается в помощи,
физиология тела также нуждается в помощи, и вместо того, чтобы говорить об этом,
мы очень осторожно кладем наши руки на тело пациента, чтобы что-нибудь
обнаружить, начать лечение и не останавливаться до тех пор, пока мы не поймем, что
физиология тела пациента осуществляет некоторую реакцию по направлению к
здоровью. Остеопат должен научиться замечать наступление такого состояния в
физиологии тела, испытывать и разделять проблемы этой физиологии тела, и нам
совсем не обязательно на словах объяснять наши действия пациенту. Пациент лишь
почувствует контакт, который мы установили с его телом, он будет знать тот факт, что
остеопат разделяет его проблему. Если мы станем слушающим добровольцем и позволим
физиологии тела пациента быть нашим учителем, эта физиология сама нам все


26

будет испытывать эти изменения, а я как остеопат буду учиться разделять этот опыт.

Очень сложно описать, что именно мы делаем, но совсем не важно, что мы при
этом говорим, важно то, что мы делаем. Обычно во время лечения я ничего не говорю
своим пациентам. Я обследую их, прислушиваюсь к ним и работаю с ними – не при
помощи техник, но при помощи понимания физиологии тела. Чем глубже остеопат
погрузится в себя, чтобы прислушаться к активности физиологии тела пациента через
пальпаторный контакт, тем больше информации он почерпнет при проведении осмотра.
Вас обучит этому сама физиология тела пациента. Активное прислушивание остеопата как
бы пробуждает физиологию тела и побуждает ее приступить к работе. Физиология
начинает помогать пациенту, и вам даже не нужно думать или говорить о ней. Вам
необходимо лишь наблюдать и прислушиваться к ней, буквально ощущая ее при
помощи ваших навыков пальпации. Работайте с пациентом спокойно, будьте
молчаливым партнером и активным слушателем.

Следующая статья

Контактный телефон
"Учебного Центра Остеопрактики"

8 (926) 513-14-28

с 9:00 до 20:00

Смирнов
Александр Евгеньевич

Учебный Центр Остеопрактики 2018-2022 Остеодок ©  Все права защищены

*Статьи по остеопатии и работе остеопата носят информационный характер, не являются рекламой услуг.