cropped-logo

ОСТЕОПАТИЯ: исследование и практика (01) Остеопатия:Исследование и практика
– Эндрю Тейлор Стилл.


Эндрю Тейлор Стилл – ОСТЕОПАТИЯ: исследование и практика (01)
Эндрю Тейлор Стилл – ОСТЕОПАТИЯ: исследование и практика (02)


 

ОСТЕОПАТИЯ

исследование и практика

Эндрю Тейлор Стилл

 

та книга с уважением посвящается великому Архитектору и Строителю Вселенной; Остеопатам и другим людям, которые верят в то, что Первый Великий Механикне оставил ничего незавершенного в механизме своего главного шедевра –человека, дав все необходимое для его комфорта и долголетия.

 

Предисловие

 

стеопатия: исследования и практика» была последней книгой, которую отец остеопатии Эндрю Тейлор Стилл написал и разрешил опубликовать. Она вышла в 1910 году, за семь лет до его кончины.

По целому ряду причин эта книга уникальна. Местами она сделана по образцу медицинских учебников времен пронумерованных абзацев, отдельных параграфов, посвященных индивидуальным патологиям, а определение каждой болезни дается согласно Данглисону, уважаемому медицинскому автору того времени. Другие разделы посвящены этиологии, прогнозу и лечению: именно здесь говорит разум доктора Стилла. Книга также содержит сокращенный указатель.

Ни одна из этих трех особенностей не встречается в трех других книгах доктора Стилла. И, что самое необычное, это то, что доктор Стилл, известный тем, что он не преподавал специальные методы лечения в своей Американской Школе Остеопатии, дает массу детальных методических описаний того, как он диагностировал и лечил множество нарушений у своих пациентов.

Для тех, кто знаком  с тремя его первыми книгами и кое-что знает о жизни доктора Стилла, очевидно, что эта книга – его лебединая песня. В журнале по остеопатии в 1910 году была приведена его цитата, где он называл эту книгу «телом и душой Остеопатии». Это сильно персонифицированная работа, описавшая его собственное развитие как врача и человека. В обращении к будущему читателю он сказал: «Я хочу, чтобы он слушал и думал». Он отметил, что книга была предназначена как врачам, так и непрофессионалам, и далее подверг критике других писавших об остеопатии.

На протяжении всей жизни Стилл высказывал свое неудовольствие по поводу действий других, претендующих на представление остеопатии как науки, ее преподавание и остеопатическую практику. Он был особенно громогласен в осуждении тех, кто отступал от принципов, которые он сделал основополагающими, и считал их естественными, берущими начало у самой природы. Например, когда школа в Чикаго, основанная одним из его коллег, использовала термин «Остеопатическая медицина», он осыпал насмешками бедных горемык, которые обладали безрассудной смелостью смешивать воду и масло и верили, что могут поженить медицину и остеопатию, которые он расценивал как две противоположные системы диагностики и лечения.

[1]

Он смотрел на остеопатию с точки зрения философа и механика. Для него то, что мы называем болезнью – это «следствие». Все следствия имеют причины, которые проявляются на физическом уровне. Задача остеопата – отыскивать причины и способствовать их устранению. Он полагал, что остеопатия как наука может быть объяснена широкой аудитории на техническом уровне, и рассматривал остеопата как главного механика тела. Этот врач (определенный в книге как «он или она») был также философом в самом высоком понимании этого слова. В его представлении этот эпитет являлся наивысшей степенью комплимента; действительно, идеалом Д.О. он называл «заслуживающего доверия и, являющегося философом доктора остеопатии». [3] Снова и снова он подчеркивал свою цель – «сделать остеопата философом и разместить его на скале рассуждения». [4]

В этой и других книгах доктора Стилла можно неоднократно встретиться с такими терминами как давление, сжатие, удерживание, обструкция, ферментация и так далее, описывающими блокирование или затруднение естественных тенденций организма. Как он видел это, работа остеопата заключается в тщательном обследовании пациента, определении причины, препятствующей нормальному функционированию, и, одним словом, наладить это так, чтобы система могла снова работать беспрепятственно. В конечном счете, здоровье будет столь же надежно, как то, что солнце всходит на востоке. Эти регулировки, как их называл Стилл, могут быть физическими, такими, как манипуляция со структурой, диета и гигиена, и нефизическими – работа, затрагивающая изменения в ментальных и менее осязаемых сферах пациента. Наша задача как остеопатов – работа в гармонии с системой, учитывая ее методы и мудрость.

Согласно доктору Стиллу, первый шаг при работе с пациентом – это точная диагностика причины его проблемы. Начиная обширное проекционное обследование тела встает вопрос, действительно ли различные циркуляции (артериальные, венозные, нервные, лимфатические, цереброспинальные)беспрепятственно и нормально функционируют? Он предположил, что нервная система вовлечена в циркуляцию специфических веществ и энергии и описал аксо-плазматический поток за годы до его формального «открытия».

Тип диагностики, который защищал «Старый Доктор», как его называли студенты и пациенты, самый чуткий. Он часто говорил об определении наличия микроскопических изменений в положении и функциях любых структур тела. Например, он просил оператора (этот термин для него был синонимом остеопата)определить на нескольких уровнях правильно ли функционирует плевра легких, их иннервация и кровоснабжение, что на основе современного медицинского материального опыта большинство людей посчитали бы невозможным. [5]

Так что же он просил нас сделать? Взглянуть по-новому, усилить наше понимание и уважение к проявлению жизни, представленному нам в форме пациента. Как сделать это? Следуйте инструкциям доктора Стилла в этой и других работах в течение нескольких лет, и усердие и настойчивость дадут ответ на ваш вопрос. Мы должны вспомнить, что он часто говорил о том, что сам остеопат не может преподавать, а может только вести заинтересованного студента по его направлению и позволить ему или ей выработать свои индивидуальные черты.

[6], то есть анатомически-физиологической системе человека. Самая же характерная особенность этой книги – это то, что Старый Доктор указал на вполне конкретные примеры того, как он использовал этот подход в различных ситуациях. Форма, в которой дано описание лечения, сегодня бы назвали техническим руководством. Это в высшей степени необычно, а порой несколько неистово, как того требовала ситуация. Здесь мы можем увидеть не одну ссылку на то, что Стиллу помогал ассистент, придерживая пациента во время работы. Он предостерегал оператора от использования излишней силы; очевидно, это было проблемой уже в то время.

Здесь мы встречаем указания на то, что доктор Стилл налаживал (это его термин, означающий лечение) кости, включая и черепные, наравне с мягкими тканями. Во многих случаях он также использовал растяжение. Его техника была чрезвычайно специфична и в высшей степени креативна, а сегодня почти полностью забыта. Лечение осуществлялось на столе, напротив дверных косяков, на стульях или табуретках и на полу. Продолжительность лечения краткосрочная по всем современным стандартам, как правило, не более двух или трех минут. В обзоре книги Стилла в Журнале Остеопатии врач отметил, что длительность одной индивидуальной процедуры заняла не более двадцати секунд. Слова «Найти, исправить и забыть» были девизом студентов доктора Стилла. Как отмечал Старый Доктор, «квалифицированный оператор быстро учится делать всю работу за очень короткое время. Вам совсем не стоит волновать пациента, не отказывая себе в удовольствии, извлекаемом из долгих процедур».[7]

[8]В помощь остеопатическому лечению он также использовал диету, гигиену, хирургию, физические модальности, психотерапию и редкие обращения к тому, что может быть только названо остеопатической фармакологией. Пример последнего может быть найден в этом труде под названием кантаридин, которому он приписывал антимикробные свойства. [9]Однако, это только один из немногочисленных случаев, когда он использовал лекарства. Также известно, что он одобрял анестезирующие средства при использовании в хирургии и что он называл «щелочь» частью лечения змеиных укусов. [10]

Сердце остеопатии – анатомия. Для доктора Стилла это понятие было значительно шире, чем оно используется сегодня. Помимо макроскопической анатомии оно включало гистологию и даже более тонкие материи. Поначалу казалось, что он классифицировал такие дисциплины, как физиологию, под этим же заголовком, но позднее в его записях произошли изменения. Также кажется, что у него произошла эволюция взглядов на другие базисные науки. Говорят, что как-то, еще на первых занятиях, он вошел в аудиторию безмолвно и на доске написал слова «Никакой физиологии». Однако же, в этой книге он отмечал, что истинный студент остеопатии должен знать  анатомию, физиологию и химию.

Взгляд доктора Стилла на анатомические структуры был достаточно широкомасштабным. Например, в этой книге он описывал легкие как «органы, суть и душа жизни». Точно также он видел кишечник, почки, кожу и фасцию как выводящие структуры. В случае с фасцией очевидно, что он по опыту знал нечто другое, нежели другие исследователи человеческого тела. В другом месте он отмечает, что функции сердца включают наделение крови свойствами жизни и знания. В его трудах множество подобных упоминаний.

[11] Он напоминает нам о том, что мысли материальны.

[13]Он говорит, что она наполняет все пространство вселенной, и ее атрибуты имеют выражения как в материальных и нематериальных формах, таких как повсеместное создающее движение. Один из атрибутов этой субстанции – Разум, через который она «управляет, регулирует,  использует согласно своей воли все силы и элементы».[14]

[15]Пожалуй, наиболее важные и недостаточно изученные доктрины остеопатической науки доктора Стилла – это Разум, Движение и Материя. Он детально представил учение о них в своей ранней работе под названием Философия и Механические Принципы Остеопатии. Он чувствовал, что это один из его наиболее главных вкладов как отца остеопатии.

Некоторые читатели могут сказать: «Хорошо, Стилл жил во время, когда диагностика и лечение были менее изучены, чем сегодня. Конечно же, если бы он жил в наше время, он бы приветствовал развитие нашего обширного технологического прогресса в области медицины и воспользовался бы современным медицинским оснащением как чем-то полезным». Доктор Стилл видел себя как лечащего причины, но не следствия. Так как наша аллопатическая фармакология почти вся сфокусировалась на лечении последствий вместо фактических причин, и, занимаясь этим, продолжает ослаблять уже перегруженную систему, весьма сомнительно, чтобы доктор Стилл ее поддержал. Он знал и учил, что самоуверенное игнорирование причины или игнорирование в силу незнания равноценны самоубийству.

): «В целом ряде мест делаются ссылки на различные бактерии и микроорганизмы, из которых можно сделать вывод, что доктор Стилл не верил в существование различных возбудителей и их отношение к различным болезням. Но не надо думать, что «Старый Доктор» был несведущ в этих вещах. Он был знаком с выявленными фактами касательно их, но свои мысли об их относительной значимости ставил выше в свете собственных открытий».

Другая немаловажная область, где часто возникал вопрос по поводу знаний доктора Стилла и принятия других школ немедикаментозного лечения, таких как гомеопатия. Из его записей и из записок его современников видно, что он был хорошо осведомлен о других школах естественного лечения. Он писал, что не имеет ничего против них, до тех пор, пока кто-нибудь не начнет их совмещать и комбинировать. Даже если они похожи, говорил он, «основополагающие принципы остеопатии отличаются от таковых любой другой системы и причину заболевания она рассматривает с исключительной точки зрения. То есть, дисфункция во всех ее проявления, автоматически ведет к физиологическим изменениям, которые, в свою очередь, приводят к болезни.

)почти с таким же вопросом в 1991 году. «Когда я работаю непосредственно с жизненными силами, я могу достичь таких результатов, которые недоступны ни одному гомеопату» – ответил он, немного повысив тон голоса.

, доктору остеопатии Кирксвилла, штат Миссури. К моему изумлению, оно содержало персональное посвящение, написанное самим Старым Доктором: «Э.Т. Стилл говорит, следуйте вашим внутренним ориентирам и не бойтесь опасности». Это сильно подействовало на меня.

К сожалению, существует печальная, но показательная история, которая произошла в связи с этим. Экземпляр этой книги, принадлежавший доктору Моррису, был в числе множества остеопатических трудов, которые десятилетиями любовно собирались студенткой доктора Стилла, которая более 60 лет жила и практиковала недалеко от дома моих родителей в Нью-Джерси. Когда она умерла, ее родственники предлагали коллекцию различным местным профессиональным остеопатическим группам. Так как никто не заинтересовался, почти целиком ее библиотека неделя за неделей выносилась мусорщикам.  Я попал в подвал (в котором содержалась вышеупомянутая книга и другие очень редкие остеопатические материалы) как раз перед тем, как должны были выбросить последнюю коробку.

Пожалуйста, помните, что-то, что вы прочтете в этой книге, является квинтэссенцией всего жизненного опыта очень развитой и возвышенной души. Поначалу, как говорят, доктор Стилл сомневался, что работе остеопата можно научить. Он понял, что большинство людей видят вещи совершенно по-другому, нежели он сам. И все же существовал постоянный спрос на этот вид врачебной практики, который он один не мог удовлетворить. Из жалости он позволил себе попытку сделать то, что он сам считал почти невозможным: поделиться жизненной силой и душой своей работы.

В 1892 году он открыл маленькую, состоявшую из одной комнаты, школу в Кирксвилле, штата Миссури – Американскую Школу Остеопатии, где говорил о своей науке собравшимся студентам. По сути дела, их наставляли в анатомии и остеопатической философии. Нам известно, что ни какие из методик там не преподавались. Каждый студент составляет собственные отношения согласно своему личному уровню развития и роста. Доктор Стилл понимал, что люди могут видеть и слышать только то, к чему они открыты и что готовы принять. Как говорил старый Суфий, когда карманник видит святого, все, что он видит – это его карманы, так же мыслил и Старый Доктор, зная что не может преподать свою работу точно так, как он воспринимает ее, и надеялся на понимание. Тем не менее, он понимал, что предложить свое обучение было его долгом, и, быть может, кто-нибудь где-то испытает что-либо, что побудит их «копать глубже».

Пытаясь облегчить процесс обучения, доктор Стилл часто использует чисто механические термины и рисунки, чтобы воодушевить студента. Ни на секунду не верьте, что его взгляды были столь ограничены.  Согласно многим учившимся у него и другим, кто потратил годы, изучая его работы, он надеялся, что жизненный опыт, динамическая анатомия разбудят дремлющие центры восприятия студентов. Постепенно, в течение ряда лет сфокусированного внимания, осознанного стремления к цели и глубокого, не поверхностного сосредоточения на опыте жизни, представленной пациентом, врач сможет эволюционировать к более высокому уровню взаимодействия с динамическим механизмом пациента.  Он эволюционирует в остеопата. На это надеялся доктор Стилл, делясь своей работой.

Стилл закончил эту книгу, зная, что она будет последней, рядом страниц, которые действительно подвели черту под его работой. Они всесторонне охватывают главный опыт остеопатии, как он его понимал и применял: прямой и глубокий опыт целителя Жизненной силы и ее проявлений в пациенте. Если задуматься об этом, какой более удивительный и меняющийся жизненный опыт может иметь человек? Когда мы имеем дело с человеком на любом уровне, мы не можем избежать столкновений лицом к лицу с непосредственным проявлением Жизненной Силы, которая оживляет и проявляется во всем. Чтобы не увидеть этого, нужно быть слепцом, именно это Старый Доктор видел в других школах здравоохранения. Насколько мы открыты к восприятию и испытанию, каждый согласно своему личному пути, настолько мы будем идти вслед за Эндрю Тейлором Стиллом.

Доктор Стилл часто говорил, что он пишет от чистого сердца и имеет в виду исключительно то, что говорит. Когда он советует нам постоянно держать в голове картины живой, энергичной анатомии, когда мы работаем с пациентом («нормальное изображение формы и функций»[16]), он имеет в виду только это. Внимательно следуя этой и другим специальным инструкциям мы будем идти по пути доктора Стилла, глядя с надеждой куда нас направит его перст.

В одиннадцатом веке во Франции Еврейский духовный наставник известный как Раши или Раввин Симеон Ицчаки написал известный комментарий к Торе. Известность этой работы отчасти заключается в том, что она может быть использована как букварь для детей, учебник для школьников, и так же полезна для наиболее сведущих последователей. Точно так и книга доктора Стилла говорит с каждым согласно индивидуальному уровню его эмпирического развития. Прочтите эту книгу. Практикуйте остеопатию так, как Вы ее понимаете, и затем, если Вы этого еще не сделали, перечитайте ее. Тогда Вы увидите, какой дар оставил Старый Доктор каждому из нас.

.)

Февраль, 1992

 

Следующая статья

Контактный телефон
"Учебного Центра Остеопрактики"

8 (926) 513-14-28

с 9:00 до 20:00

Смирнов
Александр Евгеньевич

Учебный Центр Остеопрактики 2018-2022 Остеодок ©  Все права защищены

*Статьи по остеопатии и работе остеопата носят информационный характер, не являются рекламой услуг.