главная страница
о докторе
контакты
остеопатия
лечение
первичный прием
эстетика лица
цены на услуги
обучение

новый номер

общие вопросы

общие остеопатические техники

мышечно-энергетические техники

фасциальные техники

жидкостные техники

невральные техники

трасты

оригинальные техники Эндрю Стилла

кранио-сакральная терапия

висцеральная терапия

остеопатическая косметология

биодинамика

психодинамика

кинезиология

контакты

архив номеров



Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении
            Остеопатические воззрения (02).


Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (01)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (02)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (03)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (04)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (05)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (06)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (07)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (08)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (09)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (10)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (11)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (12)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (13)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (14)


27

Использование жизненной силы

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1986 году в рамках основного курса
Краниальной обучающей организации Сазерленда в Филадельфии, Пенсильвания

МЫ ГОВОРИЛИ О ТОМ, почему важно усвоить тот факт, что и вы, и ваши пациенты
являетесь живыми, и я коротко хотел бы поговорить о том, как использовать эту
жизненную силу в вашей ежедневной практике. Мне кажется, что она повышает
эффективность моей заботы о пациентах, и я хотел бы поделиться с вами своим
опытом. Для начала, мне кажется, что просто необходимо признать, что во всех живых
существах происходит основной первичный ритмический взаимообмен. Это
изменяющийся, прекрасный первичный респираторный механизм-в-действии, и я
признаю жизненную силу этого ритмического движения.

Далее, я признаю, что единственной целью каждого из нас, остеопатов, является
научиться служить человечеству. На собственном опыте я убедился в том, что для того,
чтобы подготовиться к служению человечеству, прежде всего мне необходимо
внутренне успокоиться - это необходимо мне для приема пациентов. После того, как я
успокоился, следующим моим шагом будет осознание спокойствия в пациенте,
который придет ко мне на прием. Это можно сделать примерно за пятнадцать секунд,
даже на одном дыхании. Все это можно сделать, пока пациент ждет приема, даже
прежде, чем он войдет в мой лечебный кабинет.

Теперь я установил в обнаруженном во мне спокойствии некий невидимый
контакт с ритмической, колеблющейся структурой; Я автоматически реагирую на такое
непроизвольное движение приливов и отливов внутри себя. Когда я настраиваюсь на
относительное спокойствие в организме пациента, даже перед началом лечения, я
нахожусь в полной гармонии с сущностью пациента, которая также представляет собой
подобное приливу и отливу движение. Его темп может отличаться от моего, но это не
важно, поскольку это точно такой же механизм. Таким образом, после того, как я
успокоился, я могу спокойно погрузиться вглубь пациента. Я его еще не видел, но я
признаю, что он обладает тем же самым механизмом, что и я сам. Только после этого я
приглашаю пациента пройти в лечебный кабинет. Затем я могу делать все, что считаю
нужным; при работе я не уделяю внимания тому, что, по моему мнению, уже
совершилось для этого пациента. Я просто приступаю к работе.

Это небольшое введение, идущее изнутри меня и признающее мое собственное
спокойствие в пациенте, является молчаливым признанием того, что это спокойствие
живое. Это невидимое осознание или осмысление. Даже если к вам на прием приходит
45 пациентов в день, вы можете позволить себе на очень короткий момент ощутить
контакт с точкой тишины в вас самих, а затем с точкой тишины в пациенте. И тогда
будет неважно, как именно вы будете работать с пациентами, за эти сорок пять раз вы
обнаружите нечто в вас самих и в ваших пациентах, что незаметно поможет в
программе лечения. Что это будет, я не знаю, да это и не важно. Это просто факт
идентификации с механизмом, существующим в каждом из нас, а также использование
его.

Такое спокойное состояние укажет вам, что необходимо сделать в данный день,
и я убежден в том, что пациенту не нужно сознательно участвовать в этом процессе. Я
лечил множество пациентов, которые имели довольно смутное представление о том,
что я делал, но, тем не менее, им нравилось это, поскольку они чувствовали, что что-то
происходит внутри них. Они чувствовали, что доктор как бы ухватился за что-то,


28

принадлежащее им, и пытается им помочь. Иногда они подозревают, что я ничего не
делаю, но, в конце концов, им становится ясно, что это не так, поскольку в их
организме происходит клиническая реакция.

Итак, такой контакт действует подобно спокойному заверению, а также он
позволяет мне на короткое время отдохнуть в промежутках между приемами
пациентов. Когда вы имеете дело со случаем, отрицательно воздействующим на вас, - а
такие случаи бывают - вам не хочется переносить все эти негативные эмоции на
следующего пациента. Если у вас будет такая возможность, уделите немного больше
времени этому процессу. Посидите где-нибудь в течение 45 секунд и прогоните от себя
мрачные мысли. Вы завершили работу с пациентом, он уже ушел из вашего офиса, вы
даже не знаете его имени. Затем успокойтесь и попросите другого пациента зайти в ваш
офис. Даже если это был не очень трудный случай, когда пациент уйдет, вы также
можете спокойно осознать тот факт, что что-то произошло за то время, пока он был в
вашем офисе. Вам не нужно об этом говорить. Это всего лишь молчаливый обмен
между моим молчанием и молчанием пациента - без использования имен, техник или
чего-то еще. Это спокойное осознание того факта, что вы готовы к приему следующего
пациента, а пациент готов к встрече с вами.

Я никогда не лечил пациентов, если они меня лично об этом не просили. Я
отказываю жене, которая просит меня назначить время для приема ее мужа; пациент
должен сам прийти ко мне и договориться о времени визита. В противном случае
приходящие пациенты часто держатся довольно вызывающе. Очень редко бывает, что
кого-нибудь силой вталкивают в мой офис; я провожу очень краткое обследование и
говорю этому человеку: «Да, я обнаружил у вас проблемы здесь и здесь. Идите домой и
забудьте об этом, а если вы когда-нибудь захотите полечиться, позвоните мне».
Возможно, через шесть месяцев или через два года этот человек в конечном итоге
позвонит мне. Он согласится с тем, что, возможно, ему нужна некоторая помощь.
Пятьдесят процентов всех аргументов убеждают их в том, что им следует обратиться ко
мне за помощью. Как только они осознают этот факт, к тому времени, когда они войдут
в мой офис, их организм уже начнет работать над разрешением их проблемы; они
примирились с мыслью, что, в первую очередь, им необходимо лечение.

Несмотря на то, что я сказал, что такое успокоение будет руководить вашими
действиями, я не использую его для того, чтобы поставить диагноз - это лишь
начальная стадия осмотра. Это просто признание того факта, что вы имеете дело с
жизненной силой, которая находится внутри тела пациента, так почему бы не бросить
ей вызов? Мы не просим ее поставить диагноз, мы ничего у нее не просим, кроме
простого факта ее присутствия. Пытаясь помогать своим пациентам, я достиг
наилучших результатов, зная о том, что в них присутствует жизненная сила в той же
мере, что и во мне самом. Речь идет не о том, чтобы что-то выучить, а о том, чтобы что-
то использовать - использовать неизвестный фактор, который будет способствовать как
вашему собственному здоровью, так и здоровью пациентов. Вам нужно будет
обнаружить, произведет ли действие такого состояния спокойствия перемену в вашей
практике. Я убежден в том, что в моей практике произошла такая перемена, и я очень
рад этому.


29

Расслабьтесь, не торопитесь


В механизме нет проблем

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1986 году в рамках, основного курса
Краниальной обучающей организации Сазерленда в Филадельфии, Пенсильвания.

Я ХОТЕЛ БЫ РАССКАЗАТЬ вам интересную историю, в которой речь идет об одном
происшествии с доктором Уиллом Сазерлендом. В ходе курса лекций, посвященного
науке остеопатии в Денвере, штат Колорадо, один из остеопатов привел с собой на лекцию
пациента для консультации. Этот человек попал в аварию, связанную с трактором, и у
него развились судорожные припадки. Доктор занимался лечением этого пациента, но
не верил в достижение хороших результатов, и поэтому он попросил доктора
Сазерленда осмотреть пациента и сказать, что еще можно для него сделать.

В то время доктор Сазерленд был очень неразговорчивым человеком, который
никогда не говорил десять слов, когда мог все сказать одним. Он обследовал пациента,
а затем повернулся к остеопату, который занимался этим случаем, и сказал: «Я думаю, вы
на верном пути, просто продолжайте хорошо работать». Тогда, поскольку доктор
Сазерленд уже направился на свое место, доктор обратился к нему: «Доктор Сазерленд,
пожалуйста, подождите минутку. Что бы вы сделали, если бы в то время, пока вы
пытаетесь помочь пациенту, он охвачен конвульсиями?» Доктор Сазерленд просто
ответил ему: «Заприте его» и пошел дальше. Я находился там и видел аудиторию, в
которой я заметил тридцать озадаченных лиц. Он просто сказал: «Заприте его». Он
надеялся, что мы вернемся к механизмам наших пациентов и разгадаем, что он имел в
виду. Он был великим человеком, который обучал нас строению механизма, позволяя
механизму самому обучать вас.

Итак, мы можем расслабиться, порадоваться и перестать беспокоиться об этом.
Мы должны признать тот факт, что жизнь уже функционирует как во остеопате, так и в
пациенте, следовательно, мы можем расслабиться. Нам не нужно никуда идти, и наши
пациенты также всегда будут рядом с нами. Пациенты должны взять на себя
ответственность и прийти к вам на прием, и они не убегут от вас до тех пор, пока вы
действительно не причините им вред. Они будут рядом с вами, и большинство из них
захочет снова прийти к вам. Я искренне говорю вам - расслабьтесь.

Вы находитесь здесь и слушаете данный курс лекций в течение пяти дней для
того, чтобы изучить, что пациенты несут в своем механизме, что, как окажется,
является тем же самым, что вы несете в вашем механизме. Я не вижу никакой особой
причины торопиться и поспешно изучать программу этой недели. Осознайте тот факт,
что вы уже здесь. Вы и ваш пациент уже работаете, спокойно делая все необходимое
для того, чтобы поддержать хорошее состояние здоровья. Пациенты особенно никуда
не спешат. Может показаться, что они торопятся, но их механизм никуда не спешит, ни
в малейшей степени. Я не беспокоюсь относительно того, что пациенту, возможно,
придется прийти ко мне еще раз просто потому, что я не услышал механизм настолько
ясно, насколько следовало. Возможно, я не достиг тех результатов, которые хотел. Тем
не менее, у меня будет возможность увидеть этого пациента снова во время
следующего визита, и поэтому я могу расслабиться, и насладиться своей работой.

У механизмов внутри физиологии нашего тела нет абсолютно никаких проблем.
В каждом из нас они постоянно работают. Они выполняют свою работу наилучшим
образом для того, чтобы мы продолжали жить. Даже если вследствие несчастного
случая, родовой травмы или факторов окружающей среды с ними произойдет
проблема, и их функционирование будет нарушено, они все же найдут разрешение


30

данной проблемы. Некоторые нарушения могут потребовать помощи со стороны;
применения хирургического вмешательства, комплексного лечения или какой-либо
другой дополнительной помощи. Однако сам механизм не знает об этом. Если внутри
него образуется какое-либо напряженное состояние, он обладает всеми необходимыми
инструментами, при помощи которых он сможет снова все исправить. Таким образом,
мы, остеопаты, должны стать старательными слугами, которые обнаружат этот механизм
внутри пациента и будут работать вместе с ним, стараясь помочь ему.

Нас будет обучать сам механизм. Да, у пациентов есть проблемы - иначе они не
пришли бы в ваш офис. Однако нам не следует торопиться или сразу же пытаться
обнаружить, в чем дело. Мы должны спокойно осознать тот факт, что как остеопат, так и
пациент являются живыми и функционирующими существами, и все правила игры
скрыты в механизмах пациента. Пациенты об этом не думают. Они думают о
симптомах, болях, и так далее. Но механизм не испытывает боли, он спокойно делает
свою работу. Если в организме образовался очаг напряжения, например, затылочно-
мастоидный тип повреждения в основании черепа - это, несомненно, проблема, однако
само затылочно-мастоидное повреждение не осознает это как проблему. Такое
повреждение является занятым трудящимся существом. Поэтому нам следует
обратиться к нему и спокойно сказать: «Послушай, возможно, ты наслаждаешься
жизнью при виде припадка, но тело, в котором ты живешь, не очень наслаждается этим.
Почему бы тебе не позволить мне положить мои руки на тебя таким образом, что ты
сможешь изменить свой подход и перестать быть так называемым комплексом
повреждения?»

Мы обладаем правом, привилегией и механизмом внутри нас, чтобы понять
затылочно-мастоидное повреждение внутри пациента. В нашей голове находится
затылочно-мастоидный механизм, который, возможно, не поврежден, но мы можем
понять этот механизм, который мы исследуем изнутри нас. Несомненно, мы лучше
поймем его, когда положим наши руки на тело приходящих к нам пациентов.

Те же механизмы, которые требуют здоровья, являются механизмами,
выражающими здоровье. Они работают и постоянно находятся в движении; они всегда
работают для достижения той же цели, что и мы. Мы сражаемся - мы живем - для того,
чтобы выразить здоровье внутри нас. Всем нам пациенты, приходящие в наш офис,
говорят: «Доктор, все, чего я прошу, это восстановить здоровье моего организма, а мне
сказали, что вы понимаете механизмы как внутри себя, так и внутри меня и сможете
восстановить мое здоровье». Нам не нужно торопиться. Мы можем ответить ему так:
«Этот сеанс продлится столько-то минут. Мы сделаем все возможное; мы зададим
механизму направления для работы здесь и там, а потом вы возьмете все это домой и
будете работать самостоятельно. Просто спокойно живите, следуйте некоторым
предписаниям, возвращайтесь через неделю и мы продолжим прилагать совместные
усилия, чтобы помочь друг другу». Механизм пациента спокойно соединяется с
механизмом внутри меня, а я спокойно соединяюсь с механизмом внутри пациента; мы
спокойно пытаемся работать в атмосфере, в которой мы обмениваемся мыслями и
способностью функционировать, и затем мы просто спокойно расслабляемся.

Когда вы вернетесь домой после этого курса, все эти механизмы внутри вас
начнут работать над механизмами внутри пациентов, и вы оба почувствуете себя
лучше. Позаботьтесь о ваших пациентах.


31

Начало работы

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1976 году в рамках основного курса
Краниальной обучающей организации Сазерленда в Милуоки, Висконсин.

А ТЕПЕРЬ МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, чтобы вы просто спокойно посидели несколько
минут, чтобы все, что вы изучили за последние четыре с половиной дня на этих
лекциях, впиталось в вашу систему, как нечто, что произошло для всех внутренних,
непроизвольных, физиологических механизмов вашего существа. Забудьте о деталях
того, что вы изучили к настоящему моменту. Сядьте прямо на ваших стульях,
сосредоточьте ваше внимание на вашей собственной точке опоры Сазерленда и
спокойно всем своим существом почувствуйте работу, осуществленную за четыре с
половиной дня.1 Позвольте этим ощущениям впитаться в ваше существо, а также
позвольте им вернуться обратно туда, откуда они пришли. Мы предоставили вам
материалы, понимание и концепции; мы дали вам много всего, и все это должно быть
возвращено туда, откуда оно пришло. Поэтому позвольте им вернуться обратно к их
источнику, так как это такие вещи, которые работают везде. Просто сидите и ничего не
делайте во время этого взаимообмена между тем, что вошло внутрь и тем, что должно
быть возвращено - все это успокаивается, это неподвижная точка.

Хорошо. Спасибо. Зачем мы это сделали? Друзья мои, я хочу, чтобы вы, когда
вернетесь домой к своим занятиям, не взяли все это огромное накопленное знание и не
применили его на практике, говоря себе, что вы кое-что знаете. Учитывайте эту
информацию, эти знания, этот опыт в вашей практике и делайте все точно так же, как
делали всегда; смотрите на своих пациентов точно так же, как смотрели до посещения
этого курса. К сожалению, вы не сможете этого сделать, но просто позвольте этой
информации быть рядом с вами.

Когда вы вернетесь в свой кабинет и решите что-нибудь сделать для пациента,
прежде всего, посоветуйтесь с состоянием неподвижности внутри вас и немедленно, в
мгновение ока что-то произойдет. Когда вы положите ваши руки на тело пациента, вы
обнаружите, что ваши руки, ваш разум и тело пациента начнут объединяться, и вы
начнете лучше понимать, что вам необходимо сделать для данного пациента на
сегодняшний день. Посоветуйтесь с вашей собственной точкой опоры Сазерленда при
контакте с пациентом - посоветуйтесь с этой точкой опоры и с состоянием
неподвижности.

А теперь давайте спустимся обратно на землю. Когда вы вернетесь к своим
пациентам, позвольте полученным знаниям стать частью ваших навыков для лечения
больных. Пациенты сами покажут вам свои проблемы, для разрешения которых вам
потребуется применить то, что вы изучили. Это подобно тому, когда вы готовитесь к
сдаче государственного экзамена. Вы учите как сумасшедший, заполняете свою память
различной информацией и не уверены в том, что у вас все получится. Вы просто учите,
читаете и впитываете все это в себя. Затем вы выбрасываете все учебники в окно и
идете на экзамен, во время которого необходимая информация каким-то образом
всплывает в вашей памяти.

Итак, уделите несколько дней тому, чтобы этот курс впитался в вас до того, как
попытаетесь применить его - применяйте его удобным образом. Позвольте вашим
познаниям в области движения височных костей; сфенобазилярных структур,
индивидуальных и специфических растяжений мембран и суставов; мыщелковых
частей; динамики жизненно важных жидкостей; движения реципрокно напряженной
мембраны; суставной подвижности костей черепа и крестца между подвздошными
костями - позвольте всем этим знаниям просто проникнуть в вас за небольшое


32

количество дней. Учиться использовать эти новые диагностические инструменты
следует постепенно. Пациенты, которые придут к вам на прием после того, как вы
прослушаете данный курс, - это те же самые люди, которых вы лечили на протяжении
определенного количества лет, все то время, которое вы занимаетесь практикой, и если
прежде они не получали пользы от данного подхода, несколько дней ничего
существенно не изменят.

1. «Точкой опоры Сазерленда» называется область прямого синуса, в которой
серповидная структура головного мозга присоединяется к мозжечковому намету. Она
рассматривается как точка опоры для твердой, реципрокно напряженной мембраны.


33

Будьте спокойны и знайте

Посвящается Вильяму Г. Сазерленду, Доктору Остеопатии.

Этот документ был зачитан 22 Сентября 1965 года в Филадельфии, штат

Пенсильвания в ходе Мемориальных чтений, посвященных Сазерленду. Затем он был

опубликован в газете Краниальной Академии в Декабре 1965 года.

ЦЕЛЬЮ ДАННОГО ДОКУМЕНТА является признание необходимости «быть
спокойным для того, чтобы знать», через наиболее прямой канал - то есть нужно стать
на какой-то момент ближе к своему Создателю. Лучше было сделать следующий
подзаголовок: «Повторное посвящение Вильяму Г. Сазерленду». Когда мы думаем о
посвящении человеку, который принес огромную пользу человечеству, мы склонны
думать об этом как о том, что случилось, когда он был жив, а сегодня новое время,
наполненное новыми открытиями. Посвящение - это, с одной стороны, нечто живое,
продолжающийся опыт, развернутое понимание и обещание следовать великим
истинам. Такой была работа Вильяма Гарнера Сазерленда. Он предоставил нам
понимание Дыхания жизни как целительного принципа и продемонстрировал нам это
своей работой человека и остеопата, проведением опытов над собой до тех пор, пока
истины, которые он дал нам, не подтвердились, своим служением пациентам, а также
своей преподавательской работой, которая осталась в памяти его студентов.

Насколько часто в наше время мы слышим упоминание о Главном Механике
человеческого тела, о Великом Архитекторе, Главном Архитекторе, Боге, Божестве,
Создателе человеческого храма, в котором мы живем? Это термины науки остеопатии,
такой, какой ее видел доктор Эндрю Тейлор Стилл. Доктор Сазерленд сказал нам: «Я
часто говорил, что мы кое-что потеряли в остеопатии, то, что пытался исследовать
доктор Стилл - это духовный аспект, который он включал в эту науку». При развитии
науки остеопатии доктор Стилл приблизился к своему Создателю в более значительной
степени, чем одно мгновение; им управляла Духовная Точка опоры, как и доктором
Сазерлендом. Если нам как студентам, изучающим науку остеопатию, нужно будет ее
понять, нам покажется необходимым заново пробудить наше познание относительно
того Божества, которое объединяет всех нас, сделать его нашей Духовной Точкой
опоры, чтобы она управляла нами, учила думать, чувствовать и использовать Создателя
в нашей практике. При помощи этого знания и использования науки остеопатии доктор
Сазерленд указал нам основные направления, которым мы должны следовать. Давайте
сравним, например, тип рассуждения в начале XX века с сегодняшней наукой. Я прочел
одну редакционную статью в газете, автор которой, прославленный ученый, пытался
объединить духовные и научные истины. Он пришел к следующему выводу: научный и
духовный аспекты не являются несовместимыми, и великие истины каждого из них
более или менее параллельны друг другу - иными словами, оба эти аспекта стремятся
по направлению к непознанному пониманию, что необходимо для достижения
осознанного понимания. Я не согласен с этой мыслью. Как человек может понять, что
является научной истиной, а что - духовной? Я бы поверил тому ученому, который бы
достиг научного понимания при помощи Духовного управления, а не пытался бы
исследовать эту высшую структуру поделив ее на части.

Мне нравится мысль, высказанная одним ученым-биологом, который рассуждал
о феномене жизни: «На самом деле, естественные науки не только гораздо сложнее
физических, их значение гораздо важнее и они проникают гораздо глубже в
исследование вселенной, чем физические науки. Они требуют и охватывают все данные
и все пояснительные принципы физических наук и затем еще дальше выходят за их


34

пределы, чтобы воплотить множество других данных и дополнительных
пояснительных принципов, которые являются не менее - а в некотором смысле даже
более - научными. Суть в том, что все известные материальные процессы и
пояснительные принципы применяются к живым организмам, и лишь ограниченное их
количество применяется к неживым системам». Остеопатическая концепция относится
к живой системе и включает в себя краниальную концепцию. Доктор Сазерленд сказал
нам: «Краниальная концепция не является отдельной единицей, стоящей в стороне от
науки остеопатии. В истинном понимании эта концепция была сформулирована
доктором Эндрю Тейлором Стиллом». Снова повторю, что остеопатическая концепция
требует поиска всех пояснительных принципов, говоря обобщенно, для того, чтобы
прийти к пониманию этих принципов, это включает в себя Создателя, который
воплотил их в жизнь.

В ходе этого мемориального чтения, посвященного человеку, чью память мы
чтим, мы можем следовать по нескольким путям. Мы можем вспомнить историю его
вклада в развитие остеопатии в краниальной сфере в хронологическом порядке, однако
это лишь ограничит его вклад в науку датами его жизни. Этого не достаточно; истины,
которые он дал нам, являются камнями в фундаменте великих истин, которые еще
предстоит раскрыть. Мы можем детально обсуждать функционирование анатомии и
физиологии, которое он преподавал своим студентам, но это лишь даст нам
информацию, не указав тот путь, который нам предлагает Великий Архитектор, для
приобретения знания в области функционирования анатомии и физиологии, о которых
он говорил. Мы можем развивать гипотезы, чтобы объяснить те принципы, которые он
дал нам, но в конечном итоге они так и останутся гипотезами, и мы так ни к чему и не
придем. Мне вспоминается одна цитата, касающаяся теорий, которую я однажды
прочел: «Одна из величайших трагедий жизни состоит в убийстве прекрасной теории
грубыми фактами».

Вместо того чтобы следовать по одному из этих путей, мне кажется, что было
бы разумным поговорить о работе В.Г. Сазерленда, уделяя особое внимание изучению
Духовной Точки опоры и ее клинического применения в повседневном лечении наших
пациентов. Принимая во внимание эту мысль, давайте вспомним о терминах, которые
он использовал, - Верховный Известный Элемент, Потенция, Точка опоры,
Неподвижность, Прилив и Отлив, а также Дыхание Жизни - и постараемся читать
между строк, чтобы обнаружить практическое наполнение этих основных принципов.
На протяжении данной дискуссии нужно помнить о том, что доктором Сазерлендом
управлял его Создатель, которого он с любовью называл Отцом. Это слово совсем не
свидетельствовало о непочтительности, напротив, оно позволяло доктору Сазерленду
чувствовать себя ближе к своему Создателю, от Которого зависело управление его
действиями, и от Которого он получал необходимые указания, что делать, когда на
пути встречались преграды. Это была не просто прихоть. Это была зависимость от
Великой Мудрости Божественного Разума.

Необходимо дать определение термину «функция», который будет
употребляться далее. Физиологическая функция - это специальное, нормальное
действие любой части или органа тела человека. Нас волнуют не конечные продукты
функционирования, а подвижность и моторика, сопровождающие функционирование
внутри физиологии тела, его тканей и жидкостей. Нас волнуют те движения, которые
совершает тело в качестве реакции на внутренние и внешние факторы среды, а также
его произвольные и непроизвольные действия и те факторы, которые мы можем
научиться чувствовать, используя наши думающие, чувствующие, видящие и знающие
пальцы.

Когда мы кладем наши руки на тело совершенно здорового пациента, мы
чувствуем общее хорошее состояние. Мы чувствуем респираторный цикл его дыхания.
Мы чувствуем сжатие и растяжение его серединных швов при их функционировании.


35

Мы чувствуем чередующуюся наружную и внутреннюю ротацию его двусторонних
структур. Мы чувствуем любые произвольные движения, которые он может сделать, и
множество непроизвольных движений различных систем внутренних органов тела.
Если мы положим наши руки на череп, мы сможем почувствовать движения
краниального суставного механизма, движения реципрокно напряженной мембраны, а
также ток цереброспинальной жидкости как интегрированный функциональный
механизм. На протяжении всего тела мы можем почувствовать нечто еще, что на
сегодняшний день обычно не указано в анатомических и физиологических текстах. Это
общее приливно-отливное движение всего тела, движущееся внутрь и наружу. Этот
процесс подобен тому, как если бы все тело, функционирующее как единое целое,
реагировало на силу, подобную той, что управляет приливами и отливами океана. Это
ритмическое движение всех жидкостей тела. Хотя оно довольно спокойное, оно
мощнее любого другого движения в механизме человеческого тела, оно значительнее и
сильнее респираторного цикла, произвольного и непроизвольного движений или
любых других движений, которые мы обычно рассматриваем. Наше натренированное
осязание учится распознавать все эти факторы, действующие в интегрированном
функционировании в любой части физиологии тела, которую мы исследуем. Это
ритмический Прилив в физиологическом функционировании с его Высшим Известным
Элементом и его врожденной Потенцией.

Если мы углубимся в понимание механизмов тела, мы обнаружим, что любое
нормальное функционирование отдельных частей тела - будь то кость, связка,
мембрана, фасция, органы или жидкость - действуют при помощи автоматических,
подвижных подвешенных точек опоры. Точка опоры Сазерленда, находящаяся в месте,
где серп большого мозга присоединяется к мозжечковому намету, является
автоматической, подвижной, подвешенной точкой опоры для реципрокно напряженной
мембраны. Грудинное окончание ключицы является костной точкой опоры для
функционирования всей верхней части тела. Первый шейный позвонок является
костной точкой опоры для мыщелковых частей затылка во время рождения ребенка.
Существуют жидкие точки опоры на протяжении всего тела для всех видов
функционирования жидкостей. Мы можем привести отлив цереброспинальной
жидкости к тому короткому ритмическому периоду, за который мы достигнем
неподвижной .точки, периода паузы или отдыха, и мы знаем, что мы достигли точки
опоры для цереброспинальной жидкости в данный момент времени. Доктор Сазерленд
говорил нам о том, что именно в этот момент происходит превращение Высшего
Известного Элемента, который создает взаимообмен между всеми жидкостями тела,
даже внутри всех клеток костей. Когда тело реагирует на этот процесс превращения и
начинает движение к более нормальному функционированию, мы можем отметить, что
происходит перемена в движении приливов и отливов всего механизма тела по
сравнению с тем движением, которое мы наблюдали в начале осмотра.

Доктор Сазерленд говорил нам, что движущая сила для функционирования
находится рядом или внутри точки опоры, а не на концах рычага. Мы обучены им тому,
что нужно обнаружить в механизме тела точки опоры для того, чтобы слушать и
чувствовать функционирование этих точек, определить качество тона в них и отметить
ритм таких периодов паузы или отдыха. Эти точки являются автоматическими
подвижными подвешенными областями опоры, они являются неподвижными точками
равновесия, очень важного равновесия, которое при работе с тканевыми элементами и
их жидким содержимым, при помощи нашей обученной пальпации, стремится
привести функционирование этих элементов к сбалансированному состоянию. Когда
мы достигли этого периода паузы, в действие вступает Потенция Прилива для
осуществления процесса превращения, который вызывает нормализацию
функционирования тела. Как инженеры человеческого тела, как остеопаты, мы имеем дело с
наиболее мощной силой внутри человеческого тела, когда мы учимся использовать


36

движения приливов и отливов физиологии тела, движения, задуманные Главным
Механиком.

Именно исходя из проделанной им исследовательской работы и детального
исследования всех частей первичного респираторного механизма, доктор Стилл сделал
следующий вывод: «Правило артерии абсолютно, но командует им цереброспинальная
жидкость». Поясняя эту мысль, он сказал: «Дыхание Жизни в Приливе
цереброспинальной жидкости является основополагающим принципом первичного
респираторного механизма». И он дал нам подробную инструкцию относительно того,
как развить способность пальцев думать, чувствовать, видеть и знать, чтобы довести
этот Прилив до его неподвижной точки, периода паузы, чтобы контролировать его
функционирование в физиологии тела. Важно знать, что мы не ограничены
краниосакральным механизмом при обучении контролировать Приливы и Отливы.
Когда мы занимаемся поисками равновесия в тканях и жидких элементах в любой
части тела при поиске заболевания или состояния расстройства, мы обучены приводить
Прилив-Отлив к его точке равновесия или области точки опоры. После того, как мы
сделаем это, может начать свое действие процесс превращения, который уменьшит
механизмы повреждения, исправит патологию и вернет здоровье данному пациенту.
Это исцеляющий принцип Главного механика, который работает в наших пациентах; а
мы как остеопаты можем расширить наши познания и наблюдать, как он работает в тканях
организма.

В ходе нашей беседы на эту тему я рассказал о функционировании Приливов в
теле и о многочисленных точках опоры, которые действуют в физиологии тела.
Настало время поговорить еще кое о чем, что доктор Сазерленд дал нам, развивая наше
понимание. Речь идет о неподвижности Прилива - не о движении его волн вверх-вниз,
а о неподвижности, обнаруженной в точке опоры внутри него. Это Потенция внутри
неподвижности. Слово «неподвижность» может смутить нас, когда мы попытаемся
понять принцип такой работы. Как могут Потенция, Мощность или Энергия быть
неподвижными? Доктор Сазерленд иллюстрировал этот процесс, создав вибрацию в
стакане воды и наблюдая за тем, как в центре этого стакана воды образуется
неподвижная точка. Он особо подчеркивал тот факт, что в стакане воды образовалась
неподвижная точка, которую он сравнивал с точкой опоры, которую мы достигаем,
приводя ток цереброспинальной жидкости вниз к ее неподвижной точке при
компрессии четвертого желудочка или при другой технике контроля Прилива. «Мы
ищем неподвижность Прилива», - подразумевал Сазерленд, поскольку именно в этой
неподвижности находится Потенция Прилива.

Те из нас, кому посчастливилось присутствовать на его лекциях, где он
затрагивал эту тему, наблюдали и разделяли состояние аудитории, которая
успокаивалась. Он хотел привлечь к этому наше внимание и хотел сказать нам, что
такое состояние наступало довольно часто, когда речь шла о Потенции Прилива. Оно
наступало спонтанно и не было чем-то спланированным или предопределенным. Те из
нас, кто пережил это, могли почувствовать это спокойствие, и услышать его
комментарий: «Можете ли вы почувствовать изменение в Приливе?» Это было чем-то,
что происходило за определенный момент времени, а затем проходило. Таким образом,
мы говорим о том, что происходит в живом механизме в определенный временной
отрезок, когда все факторы, ведущие к наступлению такого состояния, должным
образом настроены на то, чтобы это произошло. Содержится ли в этом спокойствии
инертное ощущение отсутствия жизни или жизненной силы? Нет. Это живая вещь, в
которой присутствует ощущение мощности и внутренней Потенции. Это невозможно
описать, так как у меня для этого просто нет слов, но это случается и имеет
благотворное влияние.

Иногда это происходило в ваших офисах, когда вы проводили лечение пациента.
Внезапно вам казалось, что все помещение, в котором вы работаете, становилась


37

периодом паузы-отдыха, и рядом с вами находилась Неподвижность, которая
находится над всем и вне всего, что вы можете объяснить себе или своим пациентам.
Вы ощущаете, что находитесь близко от своего Создателя. Когда у доктора Сазерленда
спросили об этой точке, он ответил: «Мы знаем, что обладаем потенцией. Нам не
следует задаваться вопросом, ни откуда она возникает, ни куда уходит».

Природа предоставила нам множество примеров проявления Потенции и
мощности внутри неподвижности в ее функционировании. «Глаз» урагана является
огромным центром неподвижности, хотя все же это мощная неподвижность. Это также
область автоматической колеблющейся, подвешенной точки опоры, когда ураган
движется через океан. Ветры, дующие над поверхностью земли, не могут дуть
одновременно отовсюду. Должна быть точка спокойствия. Ось колеса также должна
иметь неподвижную точку, вокруг которой будет двигаться колесо. Мы бы могли
перечислять примеры очень долго. Все ли перечисленные мной живые системы имеют
одинаковую природу? Мы не можем их так классифицировать. Однако при работе с
физиологией тела биологических систем мы сталкиваемся с принципами и
«нерукотворными законами» и обнаруживаем здесь Потенцию внутри неподвижности
Прилива внутри физиологии тела. Мы имеем дело не со статичным механизмом, когда
мы просто спокойно сидим на стульях. Наши тела представляют собой динамический
поток энергии, начинающей свое действие от момента зачатия и на протяжении всей
жизни, и внутри этих энергетических полей наступают определенные отрезки времени
- моменты Неподвижности внутри этих энергетических полей, временные точки опоры
для различных физиологических нужд - они все сосредоточены в Потенции
Неподвижности как движущей силы для последующего действия. Мы должны понять
механизм этой Неподвижности и использовать её при лечении наших пациентов, и нам
совсем необязательно иметь полное объяснение того, чем она является, откуда она
приходит, или куда уходит после того, как послужила нам в данный момент времени -
речь идет о неподвижности Прилива в физиологии тела.

Итак, я рассказал вам о функции, автоматической, подвижной и подвешенной
точках опоры, о Приливах и Отливах, о Неподвижности, а также о Потенции, которые
действуют внутри всех частей физиологии тела. Может показаться, что я пытаюсь
развить теологическую гипотезу для объяснения этой работы. Это не верно. Я пытаюсь
объяснить, что Создатель человеческого тела и его механизмов является более, чем
просто пассивной терминологией, которой мы поклоняемся лишь на словах, но
которую не используем. Наука остеопатия включает в себя активное использование
Создателя в своей повседневной работе. Это приобретенное искусство, в равной
степени как и наука, и мне нравятся слова, которые я где-то прочитал: «Будьте в мире с
Богом, чем бы он ни был в ваших глазах, и какими бы ни были ваши дела и замыслы, в
шумном беспорядке жизни пребывайте в мире со своей душой». Поэтому мы
нуждаемся в инструментах при .постижении и использовании Божественной Точки
опоры в нашей повседневной практике.

Чем являются некоторые из этих инструментов? Во-первых, я хотел бы
подчеркнуть, что остеопат должен развить объективную осведомленность. Он должен знать
анатомию, физиологию, патологию и все, что с этим связано, а также взаимосвязанное
функционирование, проявляющееся между этими элементами в физиологии тела. Он
должен обладать способностью правильно оценить и поставить диагноз и прогноз, от
первого обследования пациента до его окончательного излечения. Остеопат должен уметь
соотносить происходящие в тканях изменения, используя Потенцию в тканях, с
объективным прогрессом для данного пациента к нормальному состоянию или к
восстановлению здоровья. Он должен прислушиваться к объективным обнаружениям,
которые он делает при определении типа лечения для каждого случая.

Во-вторых, остеопат должен обладать субъективной осведомленностью
относительно потенциальных возможностей для использования целительных


38

принципов, о которых здесь идет речь. Он должен уметь почувствовать степень
возможностей для обратимости патологических состояний внутри пациента, а также
степень потенциального выздоровления, которое может быть достигнуто внутри
определенных тканевых единиц. Он имеет дело с субъективным феноменом самой
жизни, и он будет принимать участие в субъективных изменениях, которые произойдут
внутри пациента, когда он будет пытаться их оценить. Он должен знать анатомо-
физиологические потребности проблемы каждого пациента и субъективно работать с
ними, одновременно объективно наблюдая за их прогрессированием.

В-третьих, он должен обучить свои пальцы думать, видеть, чувствовать и знать,
чтобы они могли буквально проследить последовательные перемены, которые будут
происходить в больных тканях при их работе с Главным Архитектором по повторному
построению их нормального или восстановленного типа здоровья. Такой знающей
пальпации не так-то просто научиться. Это потребует от вас многих месяцев или лет
терпения и многих пациентов для того, чтобы заставить работать этот эффективный
инструмент для диагностики и лечения. Каждый пациент будет очередным этапом на
пути к улучшению навыков остеопата, и никогда не наступит такой момент, когда остеопат
сможет сказать, что знает все, что необходимо знать относительно конкретной
проблемы. Следующий визит этого же пациента откроет перед вами новые двери к
дальнейшему исследованию.

Существует множество других факторов, о которых можно поговорить, но эти
три пункта являются основными, которые остеопату нужно знать прежде всего при
обучении использованию целительных принципов Высшего Известного Элемента при
диагностическом и терапевтическом подходах в лечении пациента. К этим трем
пунктам можно добавить, что каждый раз, когда к остеопату на прием приходит пациент,
остеопат должен признавать одну мысль. Это объективная, субъективная и знающая
осведомленность о Потенции внутри него самого, внутри его опытных, знающих
пальцев и внутри пациента - это та Потенция, которой остеопат спокойно подчиняется для
того, чтобы она управляла его действиями и давала ему знания. Я не утверждаю, что
этот подход будет производить мгновенное исцеляющее действие каждый раз, когда вы
будете лечить пациентов, хотя достигнутые результаты будут часто удивлять вас. Я
пытаюсь сказать вам, что если остеопат будет сотрудничать с Главным Механиком, то
каждый визит пациента позволить ему дать наилучшую, наиболее эффективную и
наиболее профессиональную помощь при проведении любого типа лечения. Это
научный подход, вмещающий в себя все принципы «нерукотворных законов», которые
в свою очередь включают в себя "все известные материальные процессы и
пояснительные принципы, одаренные феноменом жизни". Это жизненное применение
науки остеопатии.

До сих пор мы занимались исследованием достаточно сложных предметов.
Настало время изменить темп и приступить к изучению некоторых более простых
моментов, которые происходят в нашей клинической практике при использовании этих
истин. Одной из важнейших вещей, которую, по-моему, нужно развить остеопату, является
чувство юмора. Наиболее распространенное утверждение, которое я неоднократно
слышал за время моей практики, было: «Он ничего не сделал, но... Он лишь положил
свои руки на мое тело, подержал их некоторое время, а когда он их убрал, я
почувствовал себя лучше». Всегда необходимо поддерживать хорошие
взаимоотношения между доктором и пациентом, а также позволять внутренней
физиологической функции проявлять свою безошибочную потенцию для движущей
силы для исправления, вместо того, чтобы использовать слепую силу извне.

После того, как вы добились хороших результатов при лечении кого-нибудь,
кому не помогло обычное медицинское лечение, иногда включающее в себя
манипуляторную остеопатию, этот пациент захочет направить к вам своих друзей, и
вам интересно будет понаблюдать за тем, как он будет подготавливать этого


39

потенциального пациента к вашему лечению. Он скажет ему или ей: «Когда ты
придешь к моему доктору, не удивляйся тому, как он будет лечить тебя. У тебя
сложится такое впечатление, что он ничего не делает, но ты почувствуешь себя лучше,
когда он прекратит свою работу, и если он скажет, что ему нужно снова тебя увидеть,
послушайся его совета, и он вылечит тебя». Я занимался лечением одного очень
достойного господина, который направил ко мне многих пациентов, говоря им
следующее: «Вы идете на прием к моему доктору, у которого волшебные руки. Я не
знаю, как он это делает, но он поможет вам».

Ваши пациенты возвращаются к вам и направляют к вам своих друзей, так как
вы способны достигать хороших результатов при лечении тех заболеваний, которые не
смогла вылечить обычная медицина, физиотерапия или любая другая форма
обследования или тестов. Поскольку ваши навыки постоянно совершенствуются, вы
будете иметь дело с все более и более сложными случаями - с пациентами, которые
уже безрезультатно испробовали многие методы лечения и все еще продолжают искать
помощь. В то время, когда остеопат думает, что он уже увидел все наиболее сложные
случаи в своей практике, к нему может прийти на лечение человек, направленный кем-
либо из его пациентов, по сравнению с которым все предшествующие тяжелые случаи
покажутся остеопату очень простыми. Тот факт, что остеопат использует Потенцию как
движущую силу для диагностики и лечения, притягивает к нему в офис пациентов с
серьезными проблемами подобно тому, как цветы притягивают пчел. Вот почему его
работа всегда востребована. Всегда есть нечто новое, что можно изучить на основе
физиологической картины тела пациента. Остеопату всегда будет необходимо более
глубокое понимание, при помощи которого он сможет помочь пациенту.

«Вы возвращаетесь обратно к Причине», - сказал доктор Сазерленд. - «Если вы
поймете механизм, ваша техника будет простой». Задумайтесь на мгновенье о
многочисленных смыслах, которые эти два утверждения предоставляют остеопату. В этом
мире проявлений случаи заболеваний, с которыми мы имеем дело, являются
наслоенными друг на друга проявлениями, до тех пор, пока эти проявления не
перевесят причинный фактор - ту причину возникновения проблем со здоровьем, то
есть повреждение или заболевание, которое вызвало синдром. Теперь мы направляемся
к Создателю внутри этого нарушенного состояния, к Причине, которая проникнет
сквозь проявления и позволит здоровью вновь проявиться в пациенте. Мы стремимся
восстановить жизненную силу и здоровье пациента, а не просто устранить
симптоматические проявления болезни. Внутри всеохватывающей Причины находится
здоровье, и наша задача состоит в том, чтобы помочь пациенту выявить это здоровье
для последующего выздоровления.

Наше внутреннее богатство заключено в нескольких словах: «Если вы
понимаете механизм». Оно охватывает все, о чем мы говорили. Остеопат должен знать о
Создателе внутри него самого и внутри его пациентов. Он должен знать о Потенции и
об ее ритмической способности функционировать внутри Приливов и Отливов
физиологии тела, а также он должен знать, как работать с этими Приливами и
Отливами во всем теле так, чтобы использовать их Потенцию. Он должен знать и уметь
работать с функционированием физиологии тела и при помощи знающей пальпации
уметь почувствовать перемены, происходящие в тканях и жидкостях. Он должен
обладать познаниями в области анатомии и физиологии, изложенными на сегодняшний
день в книгах, а также быть способным выйти за пределы этих данных и быть
открытым и готовым принять те опыты, которые приходят к нему через точную
Потенцию внутри физиологии тела, когда она делает свою невидимую работу.
Несомненно, это невидимая сила, однако она проявляется сквозь анатомо-
физиологические элементы, и остеопат может научиться чувствовать и интерпретировать ее
для постановки диагноза и лечения своих пациентов. Он должен развить свое
понимание точек опоры, автоматических, подвижных, подвешенных точек опоры в


40

физиологии тела. Он должен развить свое понимание Потенции внутри неподвижности
в периоды паузы-отдыха этих точек опоры, в определенный временной отрезок их
функционирования, когда все в организме настроено на эту временную
последовательность.

Он сочтет необходимым развить иное взаимоотношение между пациентом и
остеопатом, так как остеопат уже в значительной степени прекратил быть просто исполнителем
лечебной программы и позволяет внутренней физиологической функции проявить
свою точную Потенцию вместо того, чтобы применять слепую силу извне. Ему будут
задавать большое количество вопросов, и много вопросов останется в уме пациентов. К
счастью, этот этап легко превозмочь при помощи положительных результатов, которые
остеопат достигает при лечении большей части пациентов, а также благодаря позитивным
отзывам о проведенном лечении, которые делают его пациенты, направляя к нему
других людей. Однако сомневающийся пациент представляет собой интересный
феномен для рассмотрения, и это создает интересную цель для использования данного
типа работы. Остеопат должен обладать субъективной и объективной осведомленностью, а
также думающим, видящим, чувствующим и знающим чувством осязания. Все эти
способности можно суммировать несколькими словами доктора Сазерленда: «Если вы
понимаете механизм, техника будет простой». И она действительно проста. Такой была
и остается наука остеопатия, сформулированная и примененная докторами Э.Т.
Стиллом и В.Г. Сазерлендом, а также многими другими врачами-мастерами своего
дела. На сегодняшний день мы имеем дело с истинами и доказательствами этих истин,
которые донес до нас доктор Сазерленд.

Теперь настало время рассмотреть, что все это означает для нас, занимающихся
практикой сегодня, в 1965 году, и в последующие годы. Наша профессия высоко
квалифицирована, и мы нуждаемся в каждой используемой нами отрасли, входящей в
нее. Мы нуждаемся в больницах, хирургах, терапевтах, педиатрах, акушерах,
психиатрах и во всех людях нашей профессии. Мы нуждаемся во всем, что
современная медицина может дать нам для проведения обычного лечения наших
пациентов. Наша работа включает в себя все выше описанное, а также нечто еще. Нам
нужны, по меньшей мере, 2000 мужчин и женщин, которые посвятили бы свое время на
обучение необходимым дисциплинам для того, чтобы применять в своей повседневной
практике истины, сформулированные Стиллом и Сазерлендом. Мне говорили, что не
каждый остеопат способен освоить эти специфические навыки, что он должен быть одарен
особыми качествами, прежде чем приступить к обучению. Я не согласен с таким
утверждением. Я считаю, что для того, чтобы освоить данную науку и искусство,
потребуется упорство, время и огромная проделанная работа на врачебном поприще.
Если любой остеопат захочет направить свое время и усилия на освоение основных
предпосылок принципа «будь спокойным для того, чтобы знать» как средства стать
ближе, чем на миг, к своему создателю, его путь приведет его к необходимым
приобретениям для того, чтобы стать остеопатом, обученным принципам и практическим
навыкам, данным нам докторами Э.Т. Стиллом и В.Г. Сазерлендом. Откровенно говоря,
мне бы очень хотелось увидеть, как эти 2000 мужчин и женщин занимаются
применением данного типа остеопатии, так как эти остеопаты принесут огромную пользу
многим тысячам пациентов, которым другие врачи сказали: «Мы сделали для вас все
возможное. Вы должны научиться жить с тем заболеванием, которым вы сейчас
страдаете». Большая часть этих пациентов может достичь более высокого уровня
здоровья, чем до лечения. Я говорю о тех пациентах, кому можно помочь. Таким
образом, возникает потребность для тех, кто может помочь им, идти вперед и развивать
свои навыки в этой области. На сегодняшний день в нашей стране существует лишь
маленькая группа людей, принимающих близко к сердцу слова и работу доктора
Сазерленда - его концепцию остеопатии как единого целого - и пытающихся стать
остеопатам, подобными ему.


41

Теперь надо затронуть другую тему, о которой пока не было речи. Остеопат,
который возлагает на себя обязанность освоения данного типа практики, должен стать
исследователем в своем офисе. Подобно тому, как доктор Сазерленд потратил многие
годы на изучение истин, которые он почерпнул из работы над собой и на основе
наблюдений за своими пациентами, каждый остеопат должен найти направления для своего
исследования и изучения, которые нельзя обнаружить в учебниках и периодических
современных изданиях. Власть над многими проблемами, стоящими перед остеопатом,
будет обнаружена внутри сложностей физиологии тела каждого пациента, а также
внутри мудрой осведомленности остеопата о потенциале для изучения этих проблем.
Указания, данные доктором Сазерлендом, и его работа являются лишь начальным
этапом для дальнейшего осмысления, которое расширит платформу существующего
знания. Это осмысление впредь будет приносить новые истины, нуждающиеся в
постоянной проверке и перепроверке до тех пор, пока их можно будет всем нам
применять.

Один мой молодой пациент, который сейчас поступил на первый курс одного из
наших колледжей, сказал своей матери, что планирует получить степень доктора
остеопатии, затем вернуться в Даллас и учиться под моим руководством до тех пор,
пока не сможет познать все основные принципы и способы применения этих
принципов в своей собственной практике. Затем он сказал ей, что планирует работать
лучше меня. Его матери это показалось тщеславием с его стороны. Я же считаю, что он
способен работать лучше меня, так как мой собственный опыт сократит то время,
которое потребуется ему для приобретения тех же навыков и результатов, и что он
должен суметь «встать на мои плечи» и превзойти меня. Мысленно я поаплодировал
ему за его намерение. Мне кажется, что уже пора всем нам «встать на плечи» доктора
Сазерленда, во-первых, став такими же опытными в работе, как он, а во-вторых,
используя уже полученные до нас навыки и понимание для продвижения его работы и
работы доктора Э.Т. Стилла. Именно в этом состоит наша роль как врачей-
исследователей науки остеопатии. Такова была воля доктора Сазерленда. Готовы ли мы
возложить на себя такую задачу?

«Будьте спокойны и знайте»; «Вам нужно вернуться к Причине»; «Дыхание
Жизни является основополагающим принципом остеопатии». Эти мысли доктор
Сазерленд оставил нам в своих трудах, посвященных науке остеопатии. В заключении я
бы хотел процитировать отрывок из письма, которое он послал мне много лет назад. Я
писал ему о некоторых аспектах остеопатии в краниальной области, хотя его ответ мог
включать в себя всю физиологию тела в науке остеопатии. Тем не менее, я процитирую
его слова так, как он их написал:

Ближе дыхания ко мне находится Создатель краниального механизма....
Ближе всего к пациенту находится Создатель его или ее краниального
механизма... Действиями моих думающих, чувствующих, видящих и знающих
пальцев Разумно управляет Главный Механик, Который сконструировал этот
механизм. Не имеет значения, как это можно интерпретировать, главное, чтобы
трамвай нашего разума следовал по своим Проводам.

Я хочу повторить: «Не имеет значения, как это можно интерпретировать,
главное, чтобы трамвай нашего разума следовал по своим Проводам»-


43

Глава 2: Постигая механизм


45

Непроизвольный механизм

Опубликованная запись отрывков лекций, прочитанных в 1976 году в рамках
основного курса Краниальной обучающей организации Сазерленда в Милуоки, штат

Висконсин.

ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ О природе первичного респираторного механизма, который
является простой, основной, первичной, ритмической единицей функционирования. По
своей природе он полностью непроизвольный; он включает в себя всю анатомию и
физиологию; опытный остеопат может почувствовать его при помощи пальпации в любой
части тела; он обеспечивает физиологические проявления здоровья внутри всей
физиологии тела, так же, как и проявления утраты этого здоровья в любой области
дисфункции. Его можно использовать как диагностический инструмент, так и как
лечебный, и он является проявлением жизни внутри пациента, проявлением, которое
остеопат может использовать при восстановлении здоровья этого пациента.

Первичный респираторный механизм был поделен на пять компонентов с
обучающими целями, однако он остается единым функциональным целым. Все эти
компоненты являются частью простой, ритмической, первичной единицы внутри
физиологии тела. Заметьте, что я не просто сказал «внутри первичного респираторного
механизма», но «внутри физиологии тела». Все целое обладает этим фактором. Все
подчиняется законам сжатия / внешней ротации и растяжения / внутренней ротации
анатомии и физиологии. Все мы полностью зависим от этого простого, ритмического,
текучего, подвижного механизма.

Все части тела обладают непроизвольным механизмом. Ваша поясничная
мышца, даже если она больна, предназначена для того, чтобы осуществлять внешнюю
и внутреннюю ротацию. Ваша ступня предназначена для того, чтобы совершать
внешнюю и внутреннюю ротацию 10-12 раз в минуту, не просто из-за наличия
первичного респираторного механизма, но потому что этот первичный респираторный
механизм может функционировать только так; вот почему мы должны изучить его
правила и способы их регулирования.

Позвольте мне процитировать вам один отрывок, содержащий в себе несколько
интересных замечаний, которые я хотел бы особо подчеркнуть. Этот текст был написан
Лореном Эйсли (Loren Eiseley) в его книге очерков. Если вы не читали произведения
этого автора, вам следует это сделать; если вы хотите научиться правильно проводить
пальпацию, прочтите одну из его книг. Когда вы читаете его книги, вы обнаруживаете в
них опыт его устаревших исследований. У вас создается впечатление, что вы
возвращаетесь назад во времени и присутствуете при описываемых им событиях. Вы
можете провести пальпацию вместе с Лореном Эйсли и ощутить этот процесс всем
своим существом. Мне кажется, что это будет очень полезно. Вот эта цитата:

                                                                                                                                                                                                                       Представьте на мгновенье, что вы сделали глоток из волшебного кубка.
Поверните вспять необратимый поток времени. Спуститесь вглубь длинного
темного колодца, из которого исходит этот поток. Вы очутитесь на самой нижней
ступеньке времени, скользя, спотыкаясь и утопая в грязи и тине, из которой вы
появились на свет. Пройдите сквозь ворчание и безмолвное шипение из-под
последних трех папоротников. Не видя солнечного света и ничего не слыша,
плывите в первобытных водах. Поглощайте смутные вкусы, плывущие в воде.
Неподвижный в вашем бесформенном изменении остается лишь вид. Скользящие


46

крупицы, соки и трансформации работают в изысканно установленном ритме,
целью которого является сохранить вас — целостность, амебовидное существо,
содержащее в себе непостижимое будущее. Так происходит с каждым человеком,
который идет наверх из вод своего рождения. Даже если в любой момент
волшебник, склоняющийся над вами, попросит вас рассказать ему о проделанном
вами пути, вы не сможете ответить, хотя вы сохраните об этом ощущения, и это
одна из величайших тайн — сила, оказываемая действие на ваше тело. Вы не
можете ни описать, как функционирует ваше тело, ни изобразить либо
проконтролировать это прядение из танцующих молекул, ни объяснить, почему
они предпочитают танцевать таким особым образом, чтобы получились вы, или
почему наверху этой длинной лестницы они переходят из одного состояния в
другое. Именно поэтому я больше не интересуюсь конечными частицами.
Следуйте за ними, преследуйте их до тех пор, пока они не станут безымянными
кристаллами белка, повторяющимися на краю жизни. Используйте великую силу
своего разума и идите назад до тех пор, пока вы с устрашающим лицом
победителя не очутитесь в водородных облаках, из которых родилось солнце.
Тогда вы осуществите наивысший обман, который требует от вас наша
аналитическая эпоха. Однако облако будет по-прежнему скрывать в себе тайну, и
если это не облако, то небытие. Облако может растаять. Если можно так
выразиться, тайна находится в эпохе ночи.

Теперь, после многих периодов развития, наше тело стало тем, чем оно является
сегодня. Следуя предписаниям своего происхождения, оно обладает непроизвольным
механизмом, который заставляет его двигаться, поддерживать в нем жизнь для того,
чтобы наш организм был тем, чем он является, то есть структурой, объединяющей
разум и тело, анатомо-физиологическим, функционирующим механизмом. В нашем
теле находится много непроизвольных систем — циркуляторная, пищеварительная и
так далее, — но лишь один особенный непроизвольный механизм — своеобразный
ключ к человеческому телу. Каждая отдельная клетка тела, каждая клетка, находящаяся
в жидкостях, в которых она была образована, сжимается и растягивается и
осуществляет внешнюю и внутреннюю ротацию 10-12 раз в минуту.

Итак, если мы имеем дело со здоровым пациентом — что бы он ни делал:
спокойно сидел, ходил, крепко спал, бежал, находился в активном состоянии или на
отдыхе — внутри него находится непроизвольное физиологическое движение функции
во всем организме. Нейро-краниальный и сакральный механизм являются частями, на
которые мы обратим свое внимание как на проявления этого механизма — этого
непроизвольного движения. Однако физиологическое функционирование нейро-
краниальной и сакральной осей активности является более или менее подвижной осью
той системы, все колесики и ролики которой на всем ее протяжении сделаны для того,
чтобы выполнять свою работу, состоящую в сжатии/внешней ротации и
растяжении/внутренней ротации. Итак, невозможно отделить нейро-краниальный и
сакральный механизмы от физиологии всего тела. Каждый раз, когда мы кладем наши
руки на тело пациента, мы имеем дело с самой обширной, самой важной
непроизвольной системой в человеческом теле. Каждый раз, когда мы прикасаемся к
какой-либо части тела пациента, будь то маленький сустав пальца или же вся нога, нам
потребуется настроиться на этот непроизвольный физиологический механизм.

Непроизвольные механизмы — это все то, что часть мозга, принимающая
решение, намеревается делать с этой непроизвольной структурой. Я решаю, что мне
делать — ходить, стоять на месте или сидеть; я решаю, следует мне говорить, есть или
думать (или же думать, что думаю); я принимаю решение делать миллион вещей. Я
решаю испытывать эмоции или мысли — все эти процессы произвольны. Они являются
теми видами активности, которые мы можем использовать разумно, пытаясь не
оскорбить их, не дать им умереть от голода или переутомить. Мы лишь используем их


47

в обычной повседневной жизни, и как только мы прекращаем использовать их, они
просто отступают туда, откуда пришли, и наш непроизвольный механизм продолжает
поддерживать нас до тех пор, пока мы снова не дадим указания относительно того, что
мы сознательно намерены делать. Именно произвольная часть жизни ведет нас к
проблемам, а не непроизвольная.

Когда ко мне на прием приходит пациент, страдающий стрессом или
напряжением на любом уровне — будь то ментальная усталость, эмоциональный шок
либо физические последствия заболевания или травмы, — когда я спокойно сижу у
себя в кабинете и работаю над проблемой этого пациента, когда мои руки спокойно
начинают поиск внутри, снаружи и на всем протяжении клеточных структур, фасций,
жидкостей и механизмов этого человеческого тела, я осознаю тот факт, что еще до
того, как я вступил в контакт с этим механизмом, он автоматически пытался избавиться
от этой проблемы при помощи своего непроизвольного механизма. Когда я спокойно
помещаю свои руки на этот механизм, я настраиваюсь на него — на непроизвольное
физиологическое движение под травмой. Я стараюсь прочувствовать весь этот
непроизвольный механизм, внутри которого произошла травма. И затем я пытаюсь
работать, достигая равновесие на мельчайшем микроскопическом уровне, что
необходимо для нахождения той точки, на которой этот непроизвольный механизм
может разрубить цепи, сковывающие его. В этом месте я могу почувствовать
наступление незначительного изменения внутри пациента, которое как бы говорит мне:
«Да, теперь я могу попытаться как-нибудь разрешить эту проблему», и когда это
изменение пройдет сквозь свою точку опоры, свою неподвижную точку, свою точку
равновесия, оно перестанет сдерживать непроизвольный механизм конкретной части
тела пациента. Это изменение может высунуть свою голову и сказать: «Отлично,
теперь я могу приступить к работе», это подобно камню, брошенному в спокойную
воду пруда; вы увидите, как волны этой непроизвольной активности начнут
распространяться не только с той стороны, на которой вы работаете, но на протяжении
всех непроизвольных систем тела — вы лишь сможете почувствовать, как эта
активность распространяется по направлению наружу.

После того, как произошло это перемещение, я обнаруживаю, что когда я
возвращаюсь назад, чтобы проверить или проследить, как ведет себя произвольно
вызванная травма или процесс, если случай был не очень тяжелым, я обнаруживаю, что
этой травмы там больше нет. При рассмотрении всего этого процесса я никогда не
уделяю внимания самому напряжению, до тех пор, пока не пробужу этот
непроизвольный механизм. Обычно после того, как это сделано, то, что требуется
исправить, очень незначительно, оно практически не существует, и для его
исправления требуется приложение весьма незначительного усилия.

А теперь нужно ответить на вопрос, чем является это изменение, происходящее
в непроизвольном механизме? Сколько времени потребуется для того, чтобы оно
произошло? Это прекрасно проиллюстрировал Ешер (Escher), изобразив ступеньки
лестницы. Куда идут ступеньки — вверх или вниз? Исследуйте это до тех пор, пока вы
не увидите, как они перемещаются. В мгновение ока в вашем восприятии они будут
перемещаться, направляясь вверх, а затем вниз. Именно о таком перемещении говорит
Эйсли — о несметном числе структур, находящихся между одним состоянием и другим
в тех непроизвольных механизмах, с которыми вы работаете. Именно на протяжении
этого отрезка времени и происходит такое изменение, за этот период и происходит
перемещение. Наша задача как остеопатов состоит в том, чтобы спокойно настроиться всем
нашим существом на понимание этого процесса. Наше понимание исходит из того, что
мы не можем объяснить, хотя мы и можем это почувствовать. То, что мы чувствуем, в
силу того факта, что мы можем это ощущать, является лишь результатом. Однако, тем
не менее, мы знаем, что за это мгновение кое-что происходит. Мы можем наблюдать за
тем, что было до, как и за тем, что стало после, и при нашем разумном понимании этого


48

непроизвольного механизма (поскольку мы изучили все детали физиологического
движения каждой части непроизвольного механизма, не только краниосакральные оси,
но всю систему), мы должны рассматривать этот механизм в общем контексте
функционирования и использования.

Универсальный замысел

Это один из аспектов универсальности в этом краниосакральном механизме и во всей
анатомии и физиологии всего тела. Потребовалось примерно десять тысяч поколений
или три миллиона лет на то, чтобы построить человеческое тело таким, каким оно
является сегодня. С самого начала оно было задумано как произвольный и
непроизвольный механизм. Единственной причиной для нашей сегодняшней встречи
является то, что все мы являемся продуктом определенного количества поколений
людей, которым удалось выжить. Итак, сама природа позаботилась о том, чтобы
механизмы внутри нашего тела продолжали существовать.

Иными словами, основополагающий принцип лечебных искусств (я умышленно
не сказал «остеопатической профессии», поскольку это относится ко всем лечебным
искусствам) состоит в том, что человеческое тело от макушки и до подошв ступней
является прекрасным механизмом, и, не смотря на то, что оно состоит из многих
частей, оно задумано как единое целое; оно представляет собой универсальный
функциональный дизайн. Чем яснее мы сможем понять, как функционирует внутри нас
этот механизм, включающий в себя как произвольный, так и непроизвольный
механизмы, тем точнее мы сможем ставить диагнозы и, конечно, наше лечение станет
более профессиональным.

Вчера на факультете речь шла об архитектурных принципах нейро-краниальных
костей. У каждого из нас имеются височные кости, у каждого есть затылочная и
клиновидная кости, а также две теменные и две лобные. Не важно, кому они
принадлежат — они одни и те же в каждом человеке с точки зрения анатомических
принципов их функционирования. Мы имеем автоматическую тенденцию при
проведении лечения, посмотрев на кого-либо, сказать: «Ах, у него повреждение. Я
вижу, что его лицо искривлено от боли, следовательно, это означает, что у него какое-
то нарушение в организме». Однако, прежде всего, мы должны подумать о том, как
задумано функционирование этой области черепа в этом человеке. Каков нормальный
тип состояния здоровья для этого человека? Каков основной принцип работы внутри
этого физиологического механизма?

То же самое происходит при лечении травмы руки. Когда кто-нибудь приходит к
вам на прием, жалуясь на «теннисный» локоть — воспаление суставной капсулы
локтевого сустава, вызванное игрой в теннис (боковой эпикондилит), — в его
аппендикулярном механизме образована область напряжения. Прежде всего, мы
должны подумать о том, что произошло бы в этом механизме, если бы пациент не
пришел ко мне на прием. Что бы произошло с мышцами, каковы основные принципы
функционирования мышц руки, предплечья, запястья и плеча? Как задумано их
здоровое состояние в данном человеке? И когда мы осознаем это, мы сможем понять,
как этот механизм функционирует внутри конкретной проблемы, с которой пациент
пришел к вам.

Итак, основной нашей целью в рамках данного курса является не изучение
патологий в различных областях тела, о которых мы говорим и на которые кладем
наши руки. Наша задача состоит в том, чтобы изучить основные принципы работы
этого механизма. Что предположительно делает тот или иной механизм внутри данного
пациента? Вопрос не в том, что именно делают эти механизмы, это лишь
диагностический показатель того, что у них, возможно, какая-то проблема. Вопрос в
том, что эти механизмы должны делать в данном пациенте. Я говорю не только о


49

краниосакральном механизме, хотя наш курс сосредоточен именно на нем. Принципы
анатомии и физиологии краниосакрального механизма идентичны принципам любой
другой системы тела — включая мышечно-скелетную, пищеварительную, сердечно-
сосудистую и дыхательную системы.

Итак, мы должны задаться вопросом, как этот универсальный дизайн
проявляется и работает внутри данного пациента. Этот индивидуальный дизайн имеет
собственное название у каждого человека, а также индивидуальную структуру у
каждого пациента. У каждого человека свой индивидуальный дизайн, в соответствии с
которым работает его организм, однако его части также универсальны. Каждый
компонент краниосакрального механизма имеет свои принципы, которые с
индивидуальными особенностями функционируют повсюду в каждом из нас.

Эти познания значительно расширят наши горизонты, так как мы на этих
лекциях занимаемся не поисками патологии, а изучением принципов, заставляющих
этот механизм работать. Итак, вы находитесь здесь не для того, чтобы изучать так
называемое нормальное состояние здоровья, а чтобы изучать принципы,
задействованные в так называемом нормальном состоянии для того человека, с
которым вам предстоит работать.

Структура ДНК

если бы вы могли исследовать непроизвольную структуру какого-нибудь человека
без препятствий со стороны произвольной структуры, то вы бы обнаружили, что для
каждого человека на земле существует свой собственный индивидуальный тип
здоровья. Анатомо-физиологический непроизвольный механизм людей от темени и до
ступней соответствует структуре, находящейся в них, созданной для них при помощи
ДНК, присутствующей, начиная со времени зачатия, и вокруг которой организм строит
свой тип здоровья. ДНК снабжена энергией для того, чтобы создать эту структуру. Ей
требуется девять месяцев на то, чтобы человек пришел в мир, и 90 лет на то, чтобы он
ушел из него, однако все это время непроизвольная структура постоянно перестраивает
клетку за клеткой структуру ДНК этого тела, чтобы создать внутренний механизм,
который представляет собой работающую непроизвольную систему.

Когда вы настраиваетесь на организм пациента при помощи своих рук с
намерением обнаружить проблемы, вы понимаете, что они вызваны произвольным
стрессом, заболеванием или травмой — чем-то, что пришло извне. Однако если вы
сможете работать с тем, что было нарушено, и сосредоточиться на целостности данной
непроизвольной структуры, то вы будете обращаться к самой мощной энергии в мире
— к ДНК и ее структуре или шаблону — который говорит вам: «Это то, чем я хочу
быть». Такая структура индивидуально предназначена для данной души и данного тела.

Таким образом, когда я кладу свои руки на этот краниальный механизм или на
любую другую часть тела, которую я пытаюсь лечить, после того, как я сосредоточу
свое внимание на данном механизме, я пытаюсь заглянуть вглубь него, спрашивая себя,
что хочет делать этот непроизвольный механизм. Где он находится, и как я могу
вынуть его на поверхность для лучшего функционирования? Поскольку мне известно,
что он обладает своей энергией, приведенной в действие со времени рождения или
раньше, а также и то, что эта энергия доступна, то когда я сосредотачиваюсь на этом,
она может пройти сквозь организм и проявиться в той области, лечение которой я
провожу. Тогда я вижу, как она высовывает свою голову и говорит: «Все в порядке,
босс, я нашла свою нейтральную точку и теперь могу начать работу»; я знаю, что что-
то произошло на непроизвольном уровне, и я могу вернуться и проверить то
напряжение в произвольном механизме, которое я обнаружил в самом начале. В ходе
такого простого процесса фокусирования внимания многие напряжения исправляются
самостоятельно.


50

Более глубокие взаимоотношения

давайте предположим, что мы вернулись к себе домой и занялись практикой,
поддерживая обычные отношения с пациентами. Мы внимательно изучаем историю
болезни пациента, проводим физическое обследование, лабораторные тесты, делаем
рентген, обращаемся за консультацией к специалистам, и в конечном итоге ставим
диагноз и намечаем программу лечения. Мы можем использовать разные виды лечения
или хирургическое вмешательство; словом, мы делаем все, что необходимо для
поддержания хороших отношений с нашими пациентами.

А теперь представим себе, что мы хотим установить другой, более глубокий
уровень взаимоотношений — речь идет о более тесном союзе, о более близких
отношениях. Давайте вместо обычных объективных взаимоотношений между остеопатом и
пациентом установим немного более субъективный подход; давайте объединим нашего
остеопата и пациента в единое целое.

У остеопата и у пациента идентичная физиология тела. Внутри их организма
находится один и тот же анатомо-физиологический механизм. У этого механизма нет
собственного «я», нет имени — его зовут не Бекер и не Джон. У остеопата, как и у
пациента, есть энергетическое начало, которое поддерживает в них жизнь, ментальное
начало, обеспечивающее интеллектуальную, а также эмоциональную и духовную
способности. Между остеопатом и пациентом нет различий. У них одинаковое тело — нет
абсолютно никакой разницы.

И вы, студенты, и мы, преподаватели — все мы имеем одни и те же механизмы,
которые я описал. Ни у кого из нас не будет никакого «собственного я» до тех пор,
пока функционирует этот механизм.

 

кранио-сакральная терапия
краниальные техники

остеопатическая косметология - эстетическое моделирование лица и тела
о-косметология

остеопатические техники мышечных энергий
мышечные техники

биодинамика - жидкостная остеопатия
биодинамика