Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении
            Остеопатические воззрения (10).


Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (01)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (02)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (03)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (04)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (05)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (06)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (07)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (08)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (09)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (10)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (11)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (12)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (13)
Роллин Е. Беккер - Жизнь в движении - Остеопатические воззрения (14)


90

Руководствуясь механизмом

Это - отредактированная запись лекции, прочитанной в курсе 1988 года в
Фонде по Изучению Краниальной Доктрины Сазерленда (Sutherland Cranial Teaching
Foundation) в Тулсе (Tulsa), штат Оклахома.

В течение многих лет я работал над тем, чтобы во время сеанса лечения
установить взаимосвязь по типу один-на-один между энергией, существующей внутри
меня, и энергией, существующей внутри пациента. Если вы полностью отбросите свою
индивидуальность, отбросите свое имя, отбросите все, чем вы обладаете в жизни, то в
таком случае вы будете представлять собой просто физиологию вашего организма в
процессе его функционирования.

Если я могу в своей работе основываться на принципе один-на-один для того,
чтобы понять то, что механизм пациента пытается рассказать мне, то в таком случае я
буду руководствоваться типом паттерна и типом функционирования, которые присущи
каждому конкретному пациенту. Механизм пациента в буквальном смысле зависит от
положения дел у этого пациента, то есть от самого пациента. Когда я осуществляю
сеанс лечения, я не занимаюсь поисками паттерна; я прислушиваюсь к механизму
функционирования и даю возможность ему информировать меня.

Я приведу в пример здесь клинический случай, который проиллюстрирует это
обстоятельство. Пациент приходит на прием к остеопату, он страдает плечевым невритом
на протяжении 18 месяцев. У этого молодого мужчины крепкого телосложения также
часто бывают сильные головные боли, и, обычно он чувствует себя несчастным и
хандрит. Его многочисленные жалобы имеют отношение к области плечевого
сплетения. Всякий раз, когда ко мне на прием приходит пациент с таким количеством
жалоб, я напоминаю себе, что подобные пациенты собираются жить еще долго, а я все
равно не смогу решить все их проблемы именно в тот день, когда они обратились ко
мне за помощью.

Затем я начинаю осуществлять лечебную программу и после двух или трех
сеансов лечения, я начинаю сознавать тот факт, что у пациента нет признаков
улучшения. У него совсем не наблюдается никаких изменений. Обычно, в физиологии
организма постоянно происходят изменения, и это используется для оценки состояния
во время следующего визита: произвели ли они у себя в организме какие-нибудь
изменения со времени последнего сеанса лечения или же нет? Физиология организма
пациента дает вам нечто такое, с помощью чего можно проводить сравнения одного
сеанса лечения с другим. Я сознаю тот факт, что во время каждого сеанса лечения,
основанного на принципе один-на-один, действительно существует возможность
(потенциал) для изменений.

Итак, после того, как я провел примерно одну треть всех лечебных сеансов, у
этого парня все еще сохранялась боль в указанной области, и он не был этим особенно
доволен этим обстоятельством. Тогда я четко осознал для себя, что должен находиться
не на том конце рычага. Все помехи происходили от верхней части туловища, но там не
наблюдалось никакого эффекта. Пациент не получал облегчения. Затем я спустился
вниз и расположил свои руки у него под крестцом. Там все находилось в таком зажатом
состоянии, что сгибание и выпрямление осуществить было невозможно. Для проверки
подвижности там внизу, я положил одну руку под крестец, а предплечье другой руки
поперек подвздошных костей. Потом, когда он сгибал и выпрямлял свои ноги, я
ощущал движение всей тазовой области как единого блока. Это означало, что крестец у
него был полностью зажат внизу в тазовой области; в противном случае, при движении


91

его ног, крестец и подвздошные кости должны были бы ощущаться как три блока или
элемента, способных функционировать независимо.

Итак, крестец у него был зажат в тазовой области, а где проявлялись все
симптомы? Сверху, то есть на другом конце. Они выражали собой жалобы там наверху,
потому, что функционирование должно было происходить при полностью зажатой
тазовой области. Там отмечалась боль, невралгия и наблюдалось натяжение фасций.
Происхождение его симптомов было полностью связано с зажатой тазовой областью.
По этой причине я задал ему несколько вопросов. Оказалось, что у него имелась
спортивная машина, и он должен был вытащить двигатель и поставить его на блоки для
того, чтобы заняться им. Двигатель весил 250 фунтов, а он 150 фунтов. Он поднял
тяжелый двигатель и установил его на блоках. В процессе подъема, приняв неудобную
позу, у него произошло зажатие крестца внизу справа, между двумя подвздошными
костями. Другого случая, который мог бы вызвать такие последствия, с ним не
происходило. В качестве метода лечения, я применил захват поперек тазовой области,
поперек структур, вовлеченных в патологический процесс, и работал с ними, используя
приливно-отливной механизм, с помощью которого осуществляется опускание
(жидкости) с периодичностью 10 раз в минуту.

Когда вы ухватываете паттерн деформации, вы заставляете его работать. Вы
осуществляете захват тканей в этой области и вокруг нее и применяете незначительную
компрессию. Вы пытаетесь раздразнить тот механизм, который автоматически
участвует в процессе сгибания, выпрямления, внутренней и внешней ротации и
изменяет паттерны деформации внутри данной области. Я кладу свои руки на
поврежденную область и с их помощью применяю достаточно сильную компрессию
или, выражаясь иначе, произвожу некоторое изменение. В данном случае, компрессия,
оказываемая на подвздошные кости воздействует таким образом, что как будто бы
дразнит их, говоря: «Эй, пробуждайтесь; мы работаем с вами».

В случае с этим молодым мужчиной, после проведения двух сеансов лечения,
мне удалось зарегистрировать в поврежденных тканях той области, где в течение 18
месяцев наблюдались неполадки, некоторое изменение в функционировании. В
следующий раз, когда он пришел ко мне, я обнаружил, что произошло внезапное
ослабление в тазовой области, крестец вернулся в рабочее состояние, и вся
симптоматика исчезла.

Самое главное, на что я пытаюсь обратить внимание, заключается в следующем.
Мы руководствуемся физиологией пациента для того, чтобы постоянно осуществлять
поиск тех участков или зон, где требуется наша работа, но не там, где проявляются
симптомы, а там, где что-то можно сделать для того, чтобы дать организму
возможность для тренировки самого себя, чтобы справиться с собственными
проблемами.

Постоянно изучая ситуацию, мы можем ясно понять, какую активность
проявляли ткани или какую активность, как мы считаем, они могли бы проявить, а
затем мы можем терпеливо помогать им выполнять то, что необходимо. В организме
пациента существует постоянно меняющийся источник информации. Что в этом
организме есть такое, о чем он хочет рассказать мне? Насколько я могу надоедать ему
со своими просьбами, чтобы заставить говорить его громче? Насколько я могу
почувствовать то, что должно произойти, а затем вдруг я сознаю, что это уже
произошло. В таком случае, что же мне лучше сделать? Пусть это исчезнет или пусть
остается, и наступит улучшение? Это - организованный подход для того, чтобы
предоставить человеческому механизму возможность совершить изменение или сдвиг в
живом организме человека при помощи активных действий остеопата. Многое можно
осуществить, основываясь в своей работе на принципе один-на-один.


92

Мысли о лечении

(Выдержки из конспектов лекций за 1969 - 1986 гг.)

Роль, которую играет остеопатия в краниальной области у младенцев и детей, является
крупным вкладом в науку о здоровье. Сегодня наука о здоровье показывает
необыкновенный рост технологических возможностей, от микрохирургии до
биологических тестов и лечебных процедур. Краниальная концепция является такой же
большой частью этой технологии, как и все другие системы заботы о здоровье. Все
системы заботы о здоровье зависят от одной и той же врожденной жизнеспособности
пациента и полагаются на нее при результатах, которые надеется получить остеопат. Роль
краниальной концепции в диагнозе и лечении - это активное использование
врожденной жизнеспособности у младенцев, детей и взрослых. Эта концепция
совместно с разработанной техникой пальпации обеспечивает технологию для
понимания деталей здоровья в физиологии тела. При диагнозе и лечении это одна
система жизни в движении у индивида, независимо от возраста.

У взрослых относительно устойчивая физиология тела, функционирующая как
основной мобильный механизм. Он не является двусторонней системой структура -
функция. Его механизм включает элемент торсии или наклонно-боковой ротации
(разворота), а так же других потенциальных паттернов, которые являются
анатомофизиологией здоровья. Существует столько же вариаций, перекрывающих друг
друга, структуры-функции в системе тела, сколько индивидов, но каждый из них имеет
свой особый паттерн, о котором говорят: «Так функционирует здоровье именно у этого
индивида». Это и есть тот паттерн здоровья, на основе которого остеопат разрабатывает
свое лечение пациента. Эти вариации начинаются в дородовом, родовом и
послеродовом периоде и продолжается до раннего возраста. В это время еще мало
суставных механизмов и те, которые развились, видоизменяются под воздействием
внешних сил.

В ранний период жизни череп, как структура, все еще развивается. Лобные и
теменные кости являются мембранными плоскостями и имеют мембранное сплетение.
Кости в основании черепа развиваются в виде хряща. В основании черепа при
рождении имеется 11 маленьких кусочков хрящевой кости - 4 для затылочной кости, 3
для сфеноида и по 2 для каждой височной кости - поддерживаются вместе
межхрящевыми соединениями и реципрокным напряжением мембраны с ее тремя
серпами и в нижней части прикреплением к крестцу. Эти 11 частей со временем
превращаются в 4 - сфеноид, затылочная кость и две височных кости - по мере того,
как со временем происходит вызревание центров окостенения и их соединение.
Представьте все лицевые ткани и элементы соединительных тканей, которые крепятся
к основанию черепа и образуют структуру тела. Представьте ритмическую
флюктуацию спинномозговой жидкости, а также подвижность, центральной оси и
боковых линий 8-10 раз в минуту, которые отражаются на всех этих развивающихся
тканях. Если бы основание черепа было полностью сводным при его развитии, какой
была бы структура-функция тела? А теперь представьте реальность, в которой
существуют, по крайней мере, минимальные, а часто и более серьезные видоизменения
основания черепа под действием внешних сил, которые появляются в дородовом,
родовом или послеродовом периоде или позже. Какими будут и есть паттерны
структуры и функционирования у младенца, ребенка или у взрослого?

Единственным суставным механизмом в черепе, действующим при рождении,
является соединение округлых частей затылка с впадинами первого шейного позвонка
(атланта).


106

Затылок взрослого человека состоит из одной кости, а в первые 7-9 лет - из 4-х частей
- базилярная часть переднего конца большого канала, две закругленных части,
образующие боковые края, и сзади чешуя затылочной кости, которая соединяется
хрящами с закругленными частями. Закругленные части сходятся спереди внизу, а
сзади расходятся. Когда голова зародыша остается в тазовой части, сила давления через
околоплодную жидкость при родовых сокращениях может вдавить эти закругленные
части в грани атланта, точка опоры и единственное соприкосновение с костью в этом
возрасте. В зависимости от направления силы модификация закругленных частей могут
коснуться их хрящевых соединений с чешуйчатой костью или основного процесса,
который происходит в затылке по созданию структурного паттерна, несколько
отличающегося от того, который мог получиться, если бы основание черепа
функционировало без помех. Это отразится на всем структурном механизме тела, по
мере того, как оно развивается. Это может быть обычная торсия или наклонно-боковая
ротация (разворот) или же это будет начало сколиоза, который возникнет в
подростковом периоде. Дисфункции закругленных частей отвечают на пальпацию при
диагнозе и лечении.

В этом случае сдавливание закругленных частей может действовать как клещи
на основание затылка при приближении передних концов закругленной части костей,
вызывая любые из возможных нарушенных положений сфенобазилярного синхондроза
и реципрокного напряжения мембраны. Существует сгибание (флексия), разгибание
(экстензия), торсия, наклонно-боковая ротация, вертикальные растяжения, боковые
растяжения и сдавливание (компрессия). Это структурные двигающие механизмы в
физиологии тела на продолжении всей жизни человека. Торсия и наклонно-боковая
ротация считаются, в основном, физиологическими категориями, тогда как некоторые
или все другие типы могут в дальнейшем создать нефизиологические паттерны
нарушения, так как различные развившиеся элементы проявляют некоторые типы
дисфункции. Примером может служить мальчик, 10 лет, у которого, было настолько
плохо с речью, что его нельзя было понять. Умственное развитие ребенка было в
норме. У него был паттерн бокового растяжения, правый сфеноид. Проблема, как у
него, не проявляется до 2 - 3 лет, даже до 4-х лет, когда предполагается, что ребенок
должен четко говорить. Его боковое растяжение постепенно корректировалось в
течение 6 месяцев, и он избавился от своего недуга. Не стоит говорить, как были рады
его родители и учителя.

Более серьезные растяжения основания черепа могут способствовать появлению
церебрального паралича или какого-либо необычного цвета, действий, плача,
нарушений питания и развития и т. д. Самым необычным случаем, с каким я
встречался, был младенец девяти месяцев, который постоянно плакал, и кожа которого
от макушки до нижней части ступней была покрыта открытыми кожными
поражениями настолько, что трудно было найти кусок чистой кожи, куда можно было
бы воткнуть палец. Такое состояние началось почти сразу после рождения. Не зная, что
еще можно сделать, я использовал технику перемещающейся спинномозговой
жидкости в области закругленных частей затылка, успокаивая существующий,
перемещающийся паттерн до тех пор, пока он не достигнет точки покоя. Таково было
лечение в тот день. Хотите верьте или нет, но в течение 12 часов у ребенка выросла
новая кожа от головы до ступней без единого пятнышка, и ребенок впервые в жизни
спал всю ночь.

Действительное подтверждение врожденной жизнеспособности. Через
несколько месяцев с ребенком вновь обратились за лечением, но у него было несколько
пятен раздражения, ничего похожего на то, что было раньше. Думая сегодня об этом
случае, я пришел к мысли о том, что центральная нервная система и кожа развиваются
из эктодермы, и обе столкнулись в этом конкретном случае.


107

Искусство пальпации совместно со знанием анатомических механизмов могут
оценить общие паттерны тела, а также более специфические проблемы в отдельных
областях. Некоторые из этих проблем представляют собой фасциальные растяжения и
растяжение суставных соединений, которые можно найти где угодно на теле в
результате повседневной активности ребенка. Проведение проприоцепторной
пальпации для диагностики и при проведении лечения для возвращения здоровья
пораженным тканям является прямым взаимодействием остеопата с врожденной
жизнеспособностью младенца или ребенка. Подходящим случаем был мальчик, 9 лет,
который за год до обращения упал, и у которого появилось постоянное прихрамывание.
Обследование показало растяжение суставного соединения в области левой
вертлужной впадины. Проверочная пальпация ритмического внешнего - внутреннего
разворота (ротации) правого бедра показала, что там все в здоровом состоянии, но на
пораженной стороне этот разворот ограничен или малоактивен. Было проведено
корректирующее лечение растяжения суставного соединения, и была сделана новая
оценочная проверка изменяющегося внешнего - внутреннего разворота в обоих бедрах.
Проверка показала, что он стал одинаковым. Это указывает на то, что было достигнуто
восстановление здоровья в левом бедре.

Краниосакральный механизм младенцев или детей представляет большой выбор
специфических возможностей для проявления нарушения. Наиболее
распространенными из растяжений суставных мембран, встречающихся у детей более
старшего возраста, являются растяжения сосцевидного отростка затылочной кости,
лобносфеноидных и височных костей. В этом возрасте основное внимание следует
уделять мембране. Время между возникновением растяжения и появлением симптомов
может быть неделями, месяцами, годами. У одного пациента ушиб затылка в 4-х
летнем возрасте, вдавливание (компрессия) его внутрь сосцевидной части височной
кости и правой части палатки мозжечка не выявлял симптомов до 24 лет. Падение
девочки в возрасте десяти лет на крестец, при котором была блокирована
непроизвольная мобильность, проявило себя сильной головной болью в 42 года.
Блокированная сакральная дисфункция типа «удар хлыстом» показала себя через 20 лет
профилактических нарушений в верхней части грудной области. Любой из названных
паттернов растяжения можно диагностировать при помощи умелой пальпации и
использовать ее возможности в программе коррективного лечения по возвращению
здоровья.

Я обнаружил два вспомогательных средства для диагноза и лечения, полезных
при работе с механизмом пациента, и которые экономят время остеопата. Первое
заключается в тестировании врожденного, переменного ритма перемещающейся
спинномозговой жидкости, а также мобильности по средней и двум боковым линиям в
районе нарушения и в некоторых других здоровых участках тела. Тестирование до и
после лечения является ценным подтверждением для проверки ожидаемых результатов.
Второе средство заключено в том, что в черепе ребенка суставные механизмы
действуют до 10 - 13 лет до того, как обрести взрослую стабильность. Поэтому
реципрокное напряжение мембраны является основным фактором для
краниосакральной структуры, а фасция наиболее важна для структуры тела. Я
обнаружил, что легче и эффективнее работать с одной или обеими этими системами
при лечении младенцев и детей. Любая информация об изменениях в диагнозе и
лечении сообщается мне этими системами функционирования.

В заключение хочу сказать, что однажды я слышал высказывание д-ра
Сазерленда (Sutherland): «Если вы понимаете механизм, ваша техника проста». Как это
верно! Никакой младенец не может быть слишком мал, а ребенок переросшим, чтобы
его нельзя было осмотреть и лечить, используя основные принципы науки остеопатии.
Любая корректирующая работа, проведенная в раннем возрасте, является превентивной
помощью для последующих лет, и в процессе развития вы получаете лучшее здоровье.