Одной из наиболее частых причин переживаний родителей за здоровье ребёнка является диагноз «задержка развития». Такая формулировка указывает на недостаточно развитые навыки и умения, касающиеся умственных, психических, психо-речевых или речевых, а также физических способностей.
Согласно статистике, в России процент детей с задержкой развития различной этиологии ежегодно растёт:
- У 20% детей старше 5 лет выявлена задержка психоречевого развития;
- Более 25% детей школьного возраста страдают от нарушений речевого развития;
- Около 50% неуспевающих школьников имеют признаки задержки психического развития.
Основной причиной торможения процесса развития у детей является патология, затрагивающая деятельность центральной нервной системы, которая при отсутствии лечения может привести к инвалидности ребёнка и различным проблемам с его социальной адаптацией.
Причины нарушений развития у детей
В зависимости от локализации патологии центральной нервной системы (ЦНС) и дисфункции того или иного отдела головного мозга (или повреждения в цепочке анализаторов) задержка в развитии у ребёнка может происходить на разных уровнях. В большинстве случаев это выражается в нарушениях становления речевых навыков и психического развития. Сбой в последовательном развитии зон головного мозга и в закладке высших функций ЦНС приводит к отсутствию определённых навыков или к их медленному слабому приобретению. Среди причин, провоцирующих задержку развития в детском возрасте, выделяют две основных группы.
Причины биологического характера:
- Неорганические или органические поражения головного или спинного мозга вследствие патологий внутриутробного развития.
- Последствия инфекционных заболеваний, отравления организма беременной женщины алкоголем, никотином, наркотиками в виде недоразвития органов сенсорного восприятия.
- Результат родовых травм вследствие трудных родов, гипоксии, неправильного ведения родового процесса.
- Последствия перенесенных инфекционных заболеваний в период до 3 лет.
Причины социального характера:
- Некорректная педагогическая работа
- Гиперопека со стороны родителей.
- Антисоциальные условия жизни.
- Сиротство и другие психологические травмы.
Виды задержки в развитии и их симптомы
Вид задержки развития | Особенности | Основные симптомы |
Речевых навыков ЗРР | При поражениях ЦНС – алалия, афазия, дизартрия. При дисфункциях ЦНС – заикание, мутизм, судромутизм. При дефектах и поражениях артикуляционного аппарата – ринолалия, дисплазии. |
У детей до года явные проблемы с пищеварением, координацией движений, поздно держат головку и поздно садятся. У детей после года – отсутствие или недостаточное развитие речевого запаса. |
Психоречевых навыков ЗПРР | Выявляется у детей 4-5 лет и старше.
|
Повышенное слюноотделение, невнимательность, неумение повторять слова, агрессия, плохое физическое развитие, замедленная реакция. |
Психической сферы ЗПР | Выявляется в 6-9 лет | Недостаточно развитая память и внимание, нет элементарных навыков самообслуживания. |
Моторных функций ЗМР | Первые признаки проявляются в течение первого года жизни. | Отсутствие или отставание в приобретении двигательных навыков (не держит головку, не поднимает головку от поверхности, не переворачивается, не тянется к игрушкам и другое). |
Психомоторных навыков ЗПМР | Различают три степени отклонений. | Психоэмоциональная нестабильность на фоне отсутствия элементарных двигательных навыков. |
Физических показателей | Может выявляться с 3 месяцев, в 4-5 лет. Основные причины – нарушения белкового обмена, эндокринные патологии. | Уменьшение объёма подкожной жировой ткани, потеря волос, худоба, отставание в росте, плохой набор мышечной массы, дерматиты. |
Методы диагностики
Для диагностики симптомов задержки развития на любом уровне, необходим контроль за темпами роста и развития детей, который проводят изначально врачи-педиатры и родители с момента рождения. В дальнейшем по мере взросления ребёнка необходима консультация профильных специалистов, которая проводится в 3, 6, 12, 18 месяцев, в 3, 5, 6-7, 10-12 лет. Выявление нарушений в развитии и становлении речевых, психоречевых, психических навыков и физических показателей проводится в рамках междисциплинарной диагностики следующими специалистами:
- Невролога
- Невропатолога
- Нейропсихолога
- Логопеда
- Психотерапевта
- Психолога
- Андролога
- Нутрициолога
- Эндокринолога.
После тщательного сбора анамнеза назначается проведение функциональной диагностики для более точной постановки диагноза и выявления скрытых патологий:
- ЭЭГ (электроэнцефалография) с картированием – расширенное исследование деятельности мозговых структур.
- УЗДГ – определение состояния магистральных сосудов шеи и головы.
- Вызванные потенциалы для определения биоэлектрической активности мозга.
- КТ и МРТ – компьютерное и магнито-резонансное сканирование.
- УЗИ головного мозга.
Диагностика лабораторными методами крови и мочи позволяет подтвердить или исключить наличие метаболических и эндокринных нарушений, генных мутаций. Раннее выявление задержки развития обусловливает успешное устранение всех симптомов и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем.
Лечение и коррекция нарушений развития у детей
Тактика лечения задержки развития определяется причиной, спровоцировавшей нарушения и имеющимися дисфункциями. В протокол лечения детей с задержкой развития могут быть включены следующие методы:
- Фармакологический – применение препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, питание нейронов головного мозга и стимулирование развития отдельных его зон, а также антигистаминных, седативных средств, витаминно-минеральных комплексов.
- Логопедическая постановка произношения звуков.
- Психотерапевтические занятия.
- Рефлексотерапия.
- Магнитотерапия.
- Диетотерапия.
- Массаж.
Другой подход к лечению нарушений, вызванных задержкой развития различной этиологии, применяет остеопатия. Остеопаты не вынуждают организм ребёнка приспосабливаться и компенсировать имеющиеся нарушения, стимулируя его извне, а производят коррекцию повреждений на структурном и механическом уровнях.
Согласно исследованиям, у всех детей, имеющих отклонения от норм роста и развития, наблюдается та или иная структурная проблема. Это может быть:
- Изменение нормального положения и адекватной подвижности языка.
- Напряжение мышц носоглотки и горла.
- Неправильная фиксация костей нёба, челюстей.
- Смещение шейных позвонков.
- Компрессия черепных костей вызывает избыточное натяжение твёрдой мозговой оболочки, что влияет на функции головного и спинного мозга.
Нормализуя кровоток и иннервацию, возвращая в нормальное анатомическое положение структуры тела, остеопаты и специалисты остеопрактики запускают механизмы саморегуляции. Организм ребёнка быстро переадаптируется, восстанавливая все свои функции и постепенно устраняя естественным образом имеющиеся отклонения.
В Москве детям с задержкой развития оказывается профессиональная помощь в Центре оздоровления позвоночника «Остеопрактика». Остеопрактика является усовершенствованным направлением остеопатии, разработанным неврологом, травматологом-ортопедом, остеопатом. Суть коррекции нарушений развития у детей различного возраста методом остеопрактики заключается в следующих принципах:
- Индивидуальный целостный подход обеспечивает комплексную оценку состояния здоровья ребёнка и полноценную его коррекцию.
- Выявление первопричины позволяет не направлять усилия на временное устранение симптомов, а искоренять проблему полностью.
- Мягкие, щадящие, безболезненные техники защищают ребёнка от побочных последствий и являются безопасными для физического и психологического его состояния.
Количество посещений специалиста остеопрактики определяется исключительно потребностями ребёнка. Коррекция здоровья методом остеопрактики направлена на естественное приумножение ресурса здоровья и полностью исключает какое-либо принуждение.