cropped-logo

Краниальная остеопатия (стр. 221-240)

Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 221-240).


Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 1-20)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 21-40)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 41-60)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 61-80)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 81-100)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 101-120)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 121-140)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 141-160)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 161-180)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 181-200)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 201-220)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 221-240)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 241-260)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 261-280)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 281-300)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 301-320)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 341-360)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 361-380)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 381-400)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 401-430)


Примечания.

Мы знаем, что вертикальные стрейны образуются вокруг тех же поперечных осей флексии-экстензии.

Но механически существует разница. При флексии-экстензии клиновидная и затылочная кости движутся в противоположных направлениях. В то время как при стрейнах клиновидная и затылочная кости двигаются в одном и том же  направлении.

Для флексии мы получим квадранты с наружной ротацией, а для экстензии, всё наоборот, т. е. кавадранты с внутренней ротацией.

Для стрейнов между клиновидными и затылочными квадрантами возникает диссоциация. Передние квадранты  находятся в наружной ротации, в то время как задние квадранты пребывают во внутренней ротации и наоборот, в зависимости от типа стрейна.

В практическом плане для определения поражения необходимо с помощью тестов сравнить вертикальный стрейн при высокой клиновидной кости с вертикальным стрейном при низкой клиновидной кости. пО различиям в качестве подвижности определяется возможное поражение такого типа.

Глобально клиновидная кость стоит высоко, в то время как затылочная кость глобально лежит в низком положении, и наоборот. Это поражение может сопровождать любое другое поражение СБС.

Прямая или косвенная травма затылка заставляет его подняться или опуститься относительно сфеноида. Падение на спину передаётся через мыщелки в череп. Сильное давление или удар по лямбде способно поднять вверх базилярную часть. И наоборот, удар на уровне верхней части затылка или затылочно-сосцевидное поражение может опустить вниз базилярную часть. Эти примечания также относятся и к стрессам трудных родов.

Положение пальцев остеопата.

ДОСТУП  ЧЕРЕЗ  СВОД.

Точки контакта: как для флексии.

 

Стр. 252.

Рис. 13.

Вертикальный стрейн с высокой сфеноидальной костью. Доступ со стороны свода.

 

Рис. 14.

Вертикальный стрейн с низким положением затылочной кости. Со стороны свода.

 

Манёвры (рис. 13-14):

Например: мы тестируем вертикальный стрейн с высокой клиновидной костью, тогда:

указательные пальцы  лёгким импульсом билатерально посылают большие крылья сфеноида во флексию (вперёд);

мизинцы таким же импульсом направляют затылочные кости в экстензию.

Примечание: для вертикального стрейна с низкой клиновидной костью, тест нужно перевернуть.

Варианты.

Это можно выполнить простым билатеральным движением указательных пальцев и мизинцев.

Для вертикального стрейна с высоким сфеноидом достаточно раздвинуть указательные пальцы и мизинцы относительно друг-друга.

Для вертикального стрейна с низким сфеноидом достаточно сблизить указательные пальцы с мизинцами.

 

N.B.  Не следует понимать движение буквально. Речь идёт об импульсе, направленном в сторону разведения пальцев или в сторону их сближения.

2. СФЕНО-ОКЦИПИТАЛЬНЫЙ  доступ.

Точки контакта: как для флексии.

Стр. 253.

Рис. 15.

Сфено-окципитальный доступ.

Вертикальный стрейн с высоким сфеноидом.

 

Манёвр (рис. 15):

Для вертикального стрейна с высоким сфеноидом:

одна рука мостиком стоит на лбу и посылает сфеноид во флексию,

другая рука лодочкой лежит под затылочной костью, посылая его в экстензию,

для вертикального стрейна с низким сфеноидом – наоборот.

 

В) Латеральный стрейн.

Этиология.

Причиной возникновения является латеральная сила, направленная на СБС, с ротацией сфеноида и затылочной кости в одном направлении относительно соответствующих этим костям осей. (рис. 17).

Оси.

Две вертикальные оси, проходящие через центр тела сфеноида и через центр затылочного отверстия.

 

Рис. 16.

Рис. 17.

 

Примечания.

Латеральный стрейн не затрагивает квадрант. Когда он не травматический, он остаётся компенсационным по отношению к физиологическому поражению. При таком типе поражения мы обнаруживаем череп, деформированный в виде параллелограмма. (рис. 16).

Когда поражение более сильное, клиновидная и затылочная кости с одной стороны черепа выдвигаются вперёд, в то время как контр-латерально клиновидная и затылочная кости отодвигаются назад. Это сопровождается латеральным смещением на уровне СБС.

Определение.

Например: правый латеральный стрейн определяется смещением вправо базилярной части СБС. В этом случае мы обнаружим смещение затылочной кости влево (и наоборот для левого латерального стрейна)(рис. 18 стр. 254 Латеральный правый стрейн.)

 

Положение пальцев остеопата.

Доступ через свод.

Точки контакта: как для флексии.

 

Стр. 254.

Рис. 19.

Латеральный правый стрейн.

Рис. 20.

Латеральный правый стрейн. Сфено-окципитальный доступ.

 

Манёвр (рис. 19):

Например, для тестирования правого латерального стрейна.

указательный палец и мизинец правой руки посылают импульс, чтобы толкнуть большое правое крыло сфеноида и латеральный правый угол затылочной кости вперёд,

указательный палец и мизинец левой руки посылают противоположный импульс, направляющий большое левое крыло сфеноида и левую затылочную кость назад.

 

СФЕНО-ОКЦИПИТАЛЬНЫЙ  доступ.

 

Точки контакта: как для флексии.

Манёвр (рис. 20):

Например: для правого латерального стрейна:

одна рука мостиком на лобной кости, правый большой палец направляет большое правое крыло вперёд, левый указательный палец направляет большое левое крыло назад,

окципитальная рука: возвышение тенар справа направляет правый  латеральный угол затылочной кости вперёд (в том же направлении, что и большое правое крыло),

указательный и средний пальцы этой же окципитальной руки направляют левый латеральный угол затылочной кости назад.

N.B. чтобы распознать поражение, достаточно сравнить тесты между левым и правым латеральными стрейнами. Поражение находится на стороне наибольшей подвижности.

Практически, чтобы выполнить тест с помощью обыкновенного импульса, достаточно представить себе, что череп с каждой стороны лежит на рельсах и движется по ним, как поезд. Но одна сторона поезда отправляется в путь вперёд, а другая направляется в противоположное направление, т. е. назад. Такая картина облегчает восприятие и выполнение теста. Такой тип поражения довольно часто встречается, если роды были трудными.

Компрессия СБС.

Определение.

Это «плотный, тесный» контакт  или лёгкое сближение тела клиновидной кости с базилярной частью затылочной кости.

Примечания:

Такие поражения могут быть вызваны:

либо обычным плотным контактом (слишком тесная шляпа);

либо ушибом, создающим компрессию на этом уровне;

либо в результате трудных родов из-за избыточной  компрессии головкм плода при слишком сильных сокращениях матки, или, такое случается иногда, когда сестра-акушер задерживает роды, не позволяя роженице некоторое время раздвигать ноги;

либо когда выход ребёнка не происходит в результате неожтданного сопротивления;

либо в результате падения ребёнка на лоб (на уровень назиона или глабеллы) или на лобную чешую, когда сила удара передаётся кзади от симфиза:

либо из-за сильной тракции, идущей снизу и передающейся спинальной твёрдой мозговой оболочкой.

Тесты:

Для тестирования такого типа поражений:

Первый этап: прослушать череп, через доступ по вашему выбору, чтобы оценить физиологические движения флексии-экстензии СБС и чтобы проанализировать «витальность», т. е. жизнеспособность черепа ребёнка. Такой простой тест-прослушивание позволяет найти поражение СБС в компрессии.

Второй этап: попытаться выполнить различные тесты на СБС. Оценить возможность их выполнения и возможность их регистрации. Какие ощущения возникают при перцепции? При каких тестах?  Есть ли ощущение, что голова ригидна и не имеет витальности и напоминает монолитный блок мрамора?Оцените состояние внутри-черепных мембран: они эластичны, растянуты или наоборот напряжены? Как реагирую на ваши тесты жидкости и ПДМ? Столько вопросов, требующих ответа!

 

Примечание.

Ощущение при прослушивании позволяет диагносцировать подвижность или ограничение подвижности краниальной структуры. В зависимости от состояния мембран и суставов мы получим движение малой амплитуды или нулевой амплитуды, сильной или слабой интенсивности, ритма -затруднительного для подсчёта или или почти непрослушивающегося. «у меня впечатление, что этот череп инертен, он твёрд, как мраморный шар, в нём нет энергии».

Доступ со стороны свода.

Точки контакта:

указательные пальцы с каждой стороны, на наружных стержневых точках лобных костей;

мизинцы и безымянные пальцы каждой руки на чешуе затылочной кости;

остальные пальцы распределяются  между указательным и безымянными.

Маневр (рис.21):

укзательные пальцы билатерально толкают большие крылья и наружные стержневые точки лобных костей вперед. Сохранять это положение не сдавливая слишком сильно голову ребенка;

безымянные и мизинцы направляют затылочную кость вниз к поверхности кушетки.

Примечание. Обычного веса головы, удерживаемой указательныими пальцами, достаточно для освобождения от компрессии головы грудного ребенка.

Стр. 256.

Рис.21.

Декомпрессия СБС доступом через свод.

 

Рис. 22.

Декомпрессия СБС через сфено-окципитальный доступ.

 

Сфено-окципитальный доступ.

Точки контакта:

фронтальная рука мостиком: её указательный, средний или большой палец стоят на наружных столбах лобных костей;

рука под затылком держит затылочную кость как в лодочке.

Маневр (рис.22):

Фронтальная рука делает декомпрессию кпереди, направляя наружные лобные столбы вперед.

Окципитальная рука направляет чешую назад и вниз.

Вариант:

Попросите ребенка помочь вам, поставив свои указательные пальцы под наружные столбы лобных костей.

остеопат стоит в головах пациента, встает на указательные пальцы ребенка и делает декомпрессию кпереди;

вес слегка приподнятой головы доделает всё остальное.

Таблица:

Доктор Могун дает произвольную классификацию поражений СБС.

0: фиксация – компрессия – отсутствие движений;

1: ограничение движения;

2: умеренносвободное движение;

3: нормальное движение;

4: избыточное движение.

Примечание. Если мы хотим обменяться наблюдениями мы должны пользоваться одной симантикой и одинаковыми терминами. Только так можно достичь взаимопонимания и не потерять время.

Чтобы правильно тестировать необходимо необходимо не прогнозировать возможные ощущения. Это самая большая трудность для остеопата. Самого большого усилия и терпения от остеопата требует молчаливое , пассивное и сосредоточенное ожидание.

Это трудно, так как функция руки заключается в том, чтобы двигать, приводить в действие, касаться, а заставлять её неподвижно лежать становится для руки истинной пыткой. Почти невозможно заставить руку расслабиться, стать мягкой, как куча тряпок. Для этого нужна самодисциплина и тренировка, обучающая наши руки своей новой функции: функции прослушивания тела.

Прослушивающая рука воспринимает ритм тела, слышит, воспринимает и передает закодированную просьбу и потребности структуры, жидкостей и фасций тела. Это не так просто. Этого нельзя симпровизировать. Это требует серьезных , регулярнгых, постоянных упражнений и состояния  постоянного сомнения у остеопата. Именно по этой причине так мало компетентных краниальных остеопатов. Доверяют больше тем структурам, которые легки для пальпации. Структуры, кажущиеся трудными для пальпации и интерпретации пугают и обескураживают. Краниальная остеопатия не допукает посредственностей. Она требует воли, смелости и настойчивости. Если вы ищите легкую жизнь, готовые рецепты – не занимайтесь остеопатии и тем более краниальной.

Итак, несомненно, тесты – это самые тонкие и деликатные манёвры для исполнения. Однако они самые полезные. Хороший тест подтверждает правильность диагноза. Диагноз включает два важные понятия: стремление к подвижности или пластичности или тенденция к её потере, т. е. к ограничению.

Без теста, этого необходимого диагностического инструмента, нет эффективного лечения методами остеопатии, корректно программированного на длительный положительный результат.

Значит, нужно пытаться совершенствовать свой уровень пальпаторного прослушивания. Со всех точек зрения это пойдёт вам на пользу.

NB: позиционные стрейны существуют только у детей. Эти стрейны имеют травматическую природу и вызывают изменения формы и симметрии эмбриологического черепа, кости котрого не срослись. Наше раннее вмешательство может исправить поражение,уравновесить мембранозные натяжения и промоделировать форму ещё пластичного черепа.

 Если эти стрейны не коррегировать своевременно, то они сохранятся у взрослого человека. Такой череп развивается по извращенной схеме, а потом функционирует  в сторону адаптации к стрейну. У взрослого можно только коррегировать потри подвижности и нарушение гармонии мембранозных натяжений. Форма же черепа останется неизменной, сохранившей позиционный стрейн.

 

Выводы.

Тонкость остеопатической работы, а в частности краниальной остеопатической работы, заключается в пальпации и в субтильном прослушивании тканей. Остеопат без колебаний путём определённых тестов должен узнавать о качестве, эластичности, мобильности различных суставов и органов тела. От него требуется совершенное владение всеми законами физиологии, механики, как артикулятной, так и висцеральной.

В своём остеопатическом лечении он может:

воздействовать либо руководствуясь симптомами и используя серию глобальных неспецифических манёвров, адаптируясь более или менее к ним и к конкретному случаю (это значит работать по  рецепту, шаблону). Такая работа не требует ни тестирования ни диагносцирования. Если такая работа успешна, браво! Если не получается, можно послать пациента к другому остеопату и попытаться заняться другим больным. Но такой путь ведёт к поражению;

либо остеопат реашет потратить немного больше времени на поиск истинной первичной причины, провоцирующей симптом. В этом случае, он не занимается симптомом, хотя и не игнорирует его. После тестов и строгой диагностики он предпринимает глобальное лечение техниками остеопатии, а потом соответствующее специфическое остеопатическое лечение, которое как можно ближе к результатам его исследований. Его остеопатическое правильно выстронное програмирование пойдёт далее в направлении тканевого, структурального или жидкостного, ожидания, чтобы как можно лучше ответить на потребности тела;

понятие результатов всего лишь конкретное доказательство того, что тело получило ответ на свои запросы. Возвращение к состоянию здоровья, к гармонии, равновесию – это всего лишь проявление хорошего взаимопонимания между остеопатом и настоятельными просьбами тела пациента.

 

NB Эта глава содержит тезисы наших учителей доктора Сатерленда и доктора Мегуна на тему поражений сфенобазилярного симфиза (СБС).

Ранее доктор остеопатии Бюске в своей работе «Краниальная остеопатия» 1985 года приводит различные размышления об отдельных  параметрах торсии и латеральной флексии в ротации. Этот автор, опираясь на очень логичный механистический подход, предлагает версию квадрантов торсии и латеральной флексии в ротации, противоположных версиям Сатерленда и Мегуна.

Вот квадранты по Бюске:

 

Правая торсия:                                                                               Правая латерофлексия

    в ротации

 

 

 

 

 

 


Л                                                                           Пр            Л                                                                           Пр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ:

RE – наружная ротация,

RI – внутренняя ротация.

 

Как видите, эти квадранты противоположны квадрантам Сатерленда и Магуна.

 

Это не имеет значения для практикующего остеопата. Но имеет значение в плане обследования лица, когда некоторые важные параметры окажутся перевёрнутыми.

Это новое предложение заслуживает интереса, т.к. сегодня является предметом палемики и размышлений. Оно

Целью этой работы не является попытка найти компромис или принять сторону одного из авторов и ни в коем случае не подвергнуть сомнению принципы краниального лечения приемами остеопатии. Мы думаем, что для того чтобы понять причину этого феномена расхождения во мнениях, нужно время и дополнительные исследования.

 

Глава 11.

Рука, прослушивающая череп.

Методология обучения прослушивания черепа.

Введение.

Вы не узнаете здесь ничего исключительного, нового и необычного или возвышенного. Нет! И не думайте!

Автор предлагает вам искренний и честный отчёт, основанный на его личном опыте практикующего в своём кабинете остеопата. Он желает донести до вас полезную информацию о роли руки при прослушивании тела и в частности черепа.

Для остеопатии роль умной руки является первостепенной. Рука делает из нас истинных специалистов в области познания ритмов тела и черепа. Речь идёт о руке, имеющей привычку и специализирующейся на прослушивании, анализе и понимании “жизни” различных структур тела.

Так как я  являюсь преподавателем одной из остеопатических школ Франции, где владеют этим искусством руки, прослушиваюшей различные части тела, мне дано право утверждать, насколько трудно овладеть той частью нашего тела, которая называется рукой.

Наш прошлый опыт терапевтической руки не ориентирован в большинстве своём в направлении  внимания к телу с позиций ощущения. Большинство наших студентов,бывших кинезитерапевтов, парамедиков и медиков используют руку для осмотра, пальпирования, массажа и лечения своих пациентов. Но эта рука часто бывает не способной почувствовать реальные потребности тела. На самом деле, рука потеряла способность к тонкой, мягкой, терпеливой и внимательной чувствительности, которая предшествует любому другому подходу к телу.

Сегодня рука действует слишком прямо, в соответствии с той или иной концепцией, а не с потребностями тела, но многие терапевты используют и навязывают такой терапевтический жест, поскольку он  кажется им полезным и необходимым для тела.

Такой способ работы остеопата является заблуждением. Во-первых, остеопат должен сохранять связь, чистую и простую, при тканевом прослушивании кожных покровов, фасций, жидкостей и исследуемой структуры. Для этого нужно придерживаться пассивного подхода и ожидания ответа от тела. Тело диктует и выражает, говорит руке о своих потребностях, нуждах и просьбах посредством всех жидкостных, тканевых и фасциальных своих реле. Это удаётся не всегда. Просить остеопата не вмешиваться, а только слушать, даже это не легко. Вменить ему в обязанность ничего не делать, а пассивно ждать прихода информации от тела – это трудно. Однако, не невозможно! Это требует от того, кто хочет, играть в серьёз, сделать огромное и значительное усилие по обучению своей руки.

Наши стажёры встречаются со всеми трудностями такого выбора во время своей практики.

Привычка – вторая натура. Не правда ли? Поэтому ставить под сомнение свои вредные привычки, ошибки в точной пальпации на различных уровнях, искать точные анатомические ориентиры, прослушивать череп и ткани. Всё это требует большого внимания и сосредоточенности.

Для достижения этого нужна методика.  Основываясь на практике автор попытается создать технологию, методологию руки, занимающейся краниальным прослушиванием. Чтобы быть эффективным, надо перейти от книжной теории к практике, не теряя нить Ариадны, обеспечивающей вам быструю систематизацию вашего краниального подхода. Такое умственное усилие не является потерей времени. Очень часто несложные размышления приводят к эффективной практике. Их забвение порождает посредственность, рутину и мешает совершенствоваться в остеопатическом искусстве.

В любой методике важно медленно, серьёзно, а иногда долго тренироваться. Для достижения совершенства и значительного результата любое искусство требует создания условного рефлекса, обеспечивающего быстроту выполнения и безопасность действия. Постоянно ставить под сомнения ощущения на уровне руки, добиться дисциплинированности, оттачивать и укрощать свои тактильные и тонкие эпикритические ощущения – это значит развивать свою проприоцептивность.

Всё это возможно благодаря строгим тренировкам, день за днём.  Они трансформируют грубую руку в качественный, точный  и эффективный инструмент, сравнимый с наилучшими вычислительными машинами.

Недаром доктор Стилл говорил о руке, которая “чувствует, думает, видит”.

 

Первая установка.

В остеопатической практике и остеопатическом концепте нет места импровизации.

Недостаточно владеть книжными знаниями, чтобы заявлять: “Я краниальный остеопат”.

Нельзя довольствоваться тем, что положить руку и делать вид…!

 

Следовательно: необходимо и обязательно получить хорошую остеопатическую подготовку по Стиллу, прочную и серьёзную подготовку в остеологии, физиологии и в краниальном механизме поражения. Но прежде всего долгую практическую подготовку, во время которой рука превращается в неятрогенную, расширяет свой диагностический и терапевтический спектр и обеспечивает особые возможности при прослушивании, а также умную тактильную утончённость.

От размышлений к краниальной практике.

В краниальной практике трудность состоит в определении уровня и интерпретации прослушивания тканей,жидкостей, фасций, ПДМ, т. е. черепного ритма.

В краниальной терапии много призванных, но мало избранных. Почему? Всего навсего по причине той же нетерпеливой руки. Через несколько секунд неподвижности, она желает вторгаться в обследуемую структуру, навязывая свою волю и свои указания к действию. Тогда остеопат перестаёт что-либо воспринимать, отчаивается, бросает прослушивание, формулируя свою усталость в следующих терминах: “В черепе нет движения, и я зря теряю время!” (конечно я теряю время, раз я ничего не делаю!).

Кто хочет доказать… не докажет ничего…

Некоторые думают (их это устраивает или же они боятся поколебать уже устоявшиеся идеи), что кости черепа не имеют никакой подвижности, а краниальный ритм – это всего лишь уопическая идея. Этим недоверчивым и подозрительнымлюдям скажем следующее: “Мы уважаем ваши идеи, но знайте, что вы пребываете в абсолютном забляждении. Это прежде всего вредит вам, как остеопатам. Но это вредит и вашим пациентам, которые могли бы быть облагодетельствованы остеопатической мягкой и не иятрогенной методикой”. В действительности для хорошей остеопатической работы следует соблюдать два основных параметра:

открытость: она обеспечивает прослушивание и умное воспитание руки;

отрешенность: она обеспечивает состояние рецептивности для ума и состояние нервной разрядки, неоходимой для тела и рук.

Остальному можно научиться. Достаточно хотетьпоставить под сомнение. Эта фаза кажется самой трудной для принятия и реализации. Здесь нельзя говорить об особом “даре”, и о посланной тебе “изотерической власти”. Нет. Речь идёт всего лишь о желании увеличить проприоцептивные способности своей руки, сделать её всё более и более восприимчивой. Это достигается путём непрерывной практики.

Именно поэтому данная глава кажется нам самой главной в этой книге. Она вас стронго програмирует  на  систематическую работу при прослешивании, тестировании и лечении методами остеопатии.

Без соблюдения и без практического следования некоторым советам ваше остеопатическое вмешательство будет эфемерным и безуспешным. Вы познаете  горечь поражения и потеряете желатие заниматься краниальным исскуством.

Мы знаем, что человек – это единое целое, куда входят его конституция, его сложение, то есть статическое состояние, на которое накладывается ментальный скелет человека, которым определяется его стиль, его способ существования, чувствования и действия.

итак,  человек – это не только структура, динамизирующая функции тела, но так же голова, которая командует и динамизирует структуру. Всё это написано для того, чтобы остеопаты понимали, что краниальная терапия, оставаясь мануальной привилегерованной медициной терапевтическиги вмешательства, не модет быть ни в коем случае отделена от глобальной остеопатии индивида. Так же как и остеопат, занимаясь лечением структуры и внутренних органов тем самым так или иначе вмешивается в краниальные отношения.

Без сомнения, краниальная остеопатия – это первое звено структуры-функции человеческого существа. Поэтому она  должна рассматриваться не в качестве дополнительной терапии, но как основной принцип динамизации сил тела.

Следовательно, краниальная остеопатия является неотъемлимой частью пути от философии и остеопатического концепта к условию, при котором остеопатический концепт соблюдается, изучается, понимается и практикуется с большой серьёзностью в ходе глобального вмешательства в человека как в единое целое.

 

Прослушивание и краниальный доступ.

Предварительне вопросы в кабинете.

Сначала необходимо успокоиться самому и успокоить больного.

устранить шумы,

выключить телефон,

предупредить секретаршу, чтобы вас не беспокоили.

 

Одним словом, избегать любых источников возбуждения, идущих извне и отвлекающих вас без пользы.

 

Не торопиться.

Потратить время на то, чтобы удобно расположить пациента, т. е. подложить подушечку ему под голову, ослабить ремень на брюках, расстегнуть ворот рубашки, снять обувь, вынуть заколки из волос, гребень, вставные зубы или другой зубной протез.

Чаще всего пациента нужно укладывать на спину с маленькой подушечкой под головой или затылком. Имейте под рукой плед, чтобы укрыть вашего пациента после сеанса, если он раздет.

Если возможно, пациент должен расслабиться и закрыть глаза. Ментально он может участвовать в сеансе или думать о чём-нибудь приятным, чтобы расслабиться.

Чем более он пассивен, тем лучше результат лечения в остеопатии, тем лучше условия для остеопатического прослушивания.

Мы увидим далее, что к грудным детям и детям младшего возраста подход несколько другой (см. Главу 21).

Остеопат должен занять правильное положение.

Это очень важно: комфорт терапевта важен для его эффективной работы. В зависимости от необходимости остеопат работает стоя или сидя. Важно отрегулировать высоту стола.

Не “засыпайте”, развалившись на стуле. Сидите прямо, пребывайте в состоянии бдительного ожидания.    Руки должны быть чистыми, тёплыми и хорошо пахнущими, если возможно.

Выбор места для вмешательства.

Каков бы ни был ваш доступ (через свод, фроно-окципитальный, сфено-окципитальный,техника Упледжера) найдите сначала точные ориентиры и точное место, куда вы поместите ваши пальцы. Это необходимо для вашей эффективности.

Например.

У детей:

При доступе через свод, требующем нашу избранную технику, пальцы лежат так:

большие пальцы скрещиваются или опираются друг на друга над сводом – фулькрум;

указательные пальцы лежат на вершине больших крыльев клиновидных костей;

мизинцы – на чешуе затылочной кости.

 

У подростков:

большие пальцы скрещиваются или опираются друг на друга над сводом – фулькрум;

указательные пальцы лежат на латеральных поверхностях  больших крыльев клиновидных костей, позади наружных столбов лобной кости;

средние или проксимальные фаланги средних пальцев (третьих) лежат на передне-нижних углах теменных костей (на расстоянии двух пальцев сзади от наружных столбов лобной кости и, примерно, на два пальца вышескулового отростка височной кости);

безымянные – на сосцевидных углах теменных костей;

мизинцы – на чешуе затылочной кости.

 

Итак, предварительнопутём тонкой пальпации определите ориентиры:

шов и отношения между лобной и скуловой костями,

наружные столбы лобной кости и орбитальный край;

лобно-сфеноидальный шов или точку Птерион: лобно-теменно-крыловидно-височное соединение (наложение одних костей на другие и скосы на уровне других суставных поверхностей);

скуловые отростки.

 

В заключении.

Регулярно фотографируя во время практической работы правильное положение пальцев и правильные ориентиры, очень быстро приобретаешь морфологически верный “глаз”, который в дальнейшем обеспечивает как бы моментальную постановку рук на любом черепе.

Итак, хорошее знание краниальной анатомии, хорошая визуализация структуры, прекрасная ментальная картинка положения костей в пространстве относительно друг друга, хорошая пальпация и умение ориентироваться, правильная постановка, эффективность + быстрота обеспечивают уверенное прослушивание и правильную краниальную диагностику.

 

Обладать умной рукой  и ненапряжённым состоянием ума.

Эти параметры необходимы для тонкой пальпации и внимательного прослушивания краниального движения.

Как добиться этого.

Давление ваших пальцев на голову должно быть обязательно мягким. Поэтому, как только ваши пальцы правильно лягут на череп, постарайтесь:

разжать ваши пальцы, расслабить подушечки пальцев,

освободить насколько возможно нейро-мышечные напряжения ваших рук.

 

Для достижения успеха полезно исползовать элемент сравнения.

Чтобы получить действительно расслабленные, не сжатые судорожно руки, нужно сначала нарочно их напрячь, сжать, сознательно на несколько секунд создавая напряжение, направленное на череп, чтобы затем иметь наилучшую возможность вновь их расслабить. Это даст вам дополнительные преимущества:

понятие эффективного и истинного дозирования,

объективное и прямое впечатление через точечный одномоментный опыт,

субъективное и обязательное восприятие агрессии пациентом, почувствовавшим её своей структурой и выразившим это чувство мимикой, сокращением мышц лица, выражением неудовольствия и дискомфорта.

У нас три мозга, а вернее четыре, как мушкетёры:

– Гипоталамус – самый примитивный – место регуляции жизненных функций,

Лимбический мозг, селектирующий потребности организма,

Эмоциональный мозг, обуславливающий запоминание, и наконец,

Нео-кортекс с 10 миллиардами нейронов, занимающих 85% объёма мозга с левым и правым полушариями.

 

Итак, оба полушария выполняют у человека совершенно разные функции и одновременно дополняют друг друга. Естественно это увеличивает наши возможности действовать.

Например, у правшей левое полушарие специализируется на более сложных и более абстрактных функциях: чтение, размышления, анализ, счёт, речь, детали, поиск причины и следствия и т. д. это рациональный мозг.

Правое полушарие, напротив, это скорее интуитивный мозг, обеспечивающий глобальное узнавание ситуации, перцепцию целого и дающий эмоциональную окраску каждой вещи. По Е. Россу, американскому нейрологу, “левое полушарие отвечает за всё, что мы говорим, а правое – за то, как мы это говорим”.

Остеопат должен одновременно развивать оба свои мозга: рациональный и интуитивный, чтобы получить наибольший спектр результатов как в плане анализа, так и в плане тонкой перцепции целого. Иногда даже необходимо состояние псевдо-ингибиции рационального мозга, чтобы позволить интуиции стать превалирующей.

Сегодня всё устроено так, чтобы рациональный мозг господствовал над интуитивным. Из-за этого мы теряем большую часть информации от тела. Требуется воспитание и уравновешивание  этих двух различных корковых систем, взаимодополняющих друг друга. Эти несколько строчек ставят перед собой лишь одну цель: осознать данный феномен.

Мы должны с доверием принимать информацию, идущую от черепа или тела. То, что мы ощущаем, не утопия и не мираж, а реальное послание от тела. Нужно верить в неё без ограничений и принимать её. Рациональный анализ с помощью левого мозга вступает в силу только на втором этапе тканевого прослушивания.

 

 

Методология.

Практически и конкретно.

 

Действуем слудующим образом.

Сначала нужно приобрести собственную методику расслабления.  Получив, как и многие другие, серьёзную подготовку по софрологии и медицинскому гипнозу, могу судить о неоценимой помощи этих техник, о их вкладе в мой личный багаж, в умение владеть телом и духом, а также о содании предпосылок для остеопатического прослушивания.

Любая методика, дающая остеопату разрядку, годится, независимо от её названия. После тренировки, изобретение своей собственной методики расслабления становится истинной целью для достижения.

Метод.

обуславливание: вот очень простой приём для внедрения в зону альфа, т. е. в состояние расслабления. Он был разработан автором для краниальной работы. Каждый может делать так же.

код: удобно сесть и удобно устроиться, закрыть глаза, сосчитать от трёх до одного. Остеопат ментально визуализиркет каждую цифру. Каждой цифре соответствует действие и состояние.  Считать медленно, проникаясь образом числа и идеомоторного слова.

ментально:

вы думаете о числе “три” и каждому образу цифры 3 соответствует: расслабленное, ненапряженное, умиротворённое лицо, спокойное дыхание, живот расслаблен выше пояса, прямая и бдительная осанка, а не согбёная или атоничная.

Вы произносите число “два” и каждый раз, когда ментально вы напряженно думаете об это числе, вы воспринимаете на уровне всех ваших мышц плечевого пояса, плеча и предплечья глубокое расслабление, освобождающее от ненужных и паразитирующих напряжений. Живот остеопата расслаблен, дыхание спокойное, а расслабление более глубокое.

Вы сосредоточенно думаете о числе “один” и каждый раз, когд аментально вы называете это число, вы воспринимаете в каждей мышце ваших кистей рук и ваших пальцев приятное расслабление. Ваш живот расслаблен полностью, ваше дыхание спокойное, ваша бдительная сосредтотченность в прекрасном сосоянии, а вся ваша концентрация обеспечивает очень хорошее краниальное прослушивание.

NB Можно считая от пяти до одного разделить этот этап на более мелкие фазы нейромышечной разрядки.

Примечание: тренировнка приводит к возникновению условного рефлекса. Для его создания вам нужно с самого начпла повторять в уме одни и те же слова и те же фразы. Эти фразы должны соответствовать одним и тем же числам. Память автоматически восстанновит ход этих ассоциаций и соберёт таким образом всю эту информацию, упростив её до формы сигнала: т.е. до чисел.

Итак, для тренировки простое мысленное сосредоточение на числах от трёх до одного вызовет через этот «знак-сигнал»автоматическое действие и логическое развёртывание состояния нейромышечного расслабления остеопата. Остопат впадает в состояние «альфа», т.е. в состояние особого прослушивания черепа с помощью руки.

 

В случае неудачи.

Если этого недостаточно, чтобы получить хорошее прослушивание, постарайтесь воспользоваться следующими советами:

считайте, как и прежде, от трёх до одного, проходя те же фазы;

как только расслабление получено, в этом привелегерованном состоянии снова спровоцируйте билатеральное произвольное напряжение и удерживайте его несколько секунд в ваших пальцах, костях рук, предплечьях,плечевом поясе, грудных мышцах, думая о нём  и  менртально следуя за продвижением сокращений мышечных напряжений;

потом произвольно расслабте напряжения в противоположном направлении – сегмент за сегментом (от грудных мышц до подушечек пальцев). Такое сознательное поведение благоприятствуетформированию важного понятия дозирования давления подушечек пальцев на череп, что улучшает прослушивание ПДМ.

 

СОЗДАТЬ  ВНУТРИ  СЕБЯ  ПУСТОТУ.

Для пациента:

Для лучшего восприятия черепного ритма остеопат просит подростка ии взрослоео удобно устроиться и расслабиться. Закрыть глаза и три раза глубоко вдочнуть животом, сосредоточиться:

либо на ваших руках  своём черепе;

либо помечтать о чём-нибудь приятном, о каникулах или другом положительном факте ( слушание хорошей музыки. Прослушивание хорошего фильма, созерцание картины или пейзажа, утопающего в зелени, или любование голубым небом, усеянным белыми облаками…);

 

Для спокойного ребёнка от 4 до 7 лет: остеопат может его попросить мысленно просмотреть альбом с комиксами или своё любимый фильм. Если ребёнок согласен, попросите его закрыть глаза и сосредоточиться на выбранном комиксе или фильме. Скажите ему, что фильм пройдёт перед его закрытыми глазами. А экраном будут закрытые веки, совсем как в кино. Если ребёнок включится в вашу игру. То она сработает. Он успокоится, заснёт под действием своей разрядки и с результате краниального остеопатического лечения, которое освобождает все мембраны от напряжения. Такой приём обеспечит качество вашей работы на черепе, подготовленном для принятия тестов и коррекции.

Для грудного ребёнка: остеопат адаптируется к моменту консультации. Он работает, когда ребёнок спит, ест или играет с игрушкой (см. Подробно в Главе 21).

 

Для остеопата:

Остеопат в свою очередь добивается сосредоточенной разрядки, закрывает глаза и три раза глубоко вдыхает, показывая пациенту, что нужно делать для достижения своего собственного расслабления, а так же, чтобы «задать тон». Остеопат начинает считать от трёх до одного и сверяет расслабление с давлением на подушечках пальцев.

 

Давление пальцев:

Вот способ для достижения нужного давлени пальцев, стоящих на черепе пациента.

Метод: сосчитав от 3 до 1 и расслабившись, остеопат слегка надавливает на череп, индуцируя желаемое давление, например, в 400 граммов. Потом ментально он уменьшает это давление падушечек пальцев каждый раз на 100 граммов. Остеопат медленно думает: 400 – 300 – 200 – 100 гр.  И он чувствует по мере уменьшения счёта, как его подушечки пальцев всё слабее и слабее опираются на структуру. Остеопат продолжает считать: 100 – 90 – 80 – 70 –50 – 60 – 40 – 30 граммов. И он представляет себе,что между черепом и его подушечками пальцев лежит всего лишь тонкая сигаретная бумага.  С этого момента пальцы остеопатаи структуры пациента составляют единое целое. Остеопат добивается гомогенности, осмоза, симбиоза межджу двумя структурами, принимающими друг друга и функционирующими в униссон  с одним и тем же ритмом. С этого момента остеопат находится в состоянии прослушивания ритма своего пациента.

 

В случае неудачи:

 

Вернуться в 200 гр. И ментально уменьшать давление, дойдя до 30 –20 гр давления.

Примечание.

Если у вас дома есть точные весы для взвешивания продуктов, поиграйте с ними. Надавливаёте подушечками пальцев на чашу весов, закрыв глаза, и попытайтесь угадать силу вашего давления. Сначала вы будете ошибаться в оценке силы вашего давления. После некоторой тренировки вас удивит точность, с которой вы будете угадывать силу давления.

Эта работа и методика подсчёта нужна не для определения количества граммов вашего давления на череп. Цель в осознании нужного веса, необходимого для корректного пальпаторного прослушивания. Это совсем другое.

КОНЦЕНТРАЦИЯ.

Остеопат должен закрыть глаза и сосредоточиться. Он абстрагируется от внешних стимулов. Глубокое абдоминальное спокойное дыхание позволяет сосредоточиться и добиться внутреннего расслабления.

Итак:

Готовность – Отключение – Расслабление.

Что создаст:

Концентрация – Постоянное внимание для краниального прослушивания.

 

Практика. Метод.

На первом этапе. Проверка достижения глобального и более специфического расслабления кисти и пальцев и корректного дозирования давления подушечек пальцев на череп. Далее следует забыть, что в ваших руках череп и визуализировать только расслабление рук, особенно пальцев, билатерально. Представьте себе луч света, освещающий только ваши руки, оставляющий череп в тени, или же камеру, ясно показывающую первый план картины и игнорирующую  задний план).

На втором этапе. Забудьте о ваших расслабленных руках. Сосредоточьтесь на прослушивании черепа (луч света перемещается на череп, освещает его, руки остаются в тени; камера делает то же самое: череп в кадре).

Практически череп и руки составляют единое целое. Это одна гомогенная вещь, функционирующая в едином ритме и блогодаря единому ритму.

8. ИСКЛЮЧИТЬ ДАЛЬНЕЙШИЕ  ДЕЙСТВИЯ.

Терапевт ничего больше не делает. Он пассивен. Это способствует хорошему прослушиванию черепа и открывает путь для получения информации, которую посылает череп.

Это осознание ПДМ, не включающее его анализа.

АНАЛИЗ.

Только после получения информации, следует приступить к её декодированию и анализу.

ОТ ОБЩЕГО  К  ЧАСТНОМУ.

а) Анализ краниального ритма: медленный, средний, ускоренный. Нормальный ритм составляет от 12 до 14 движений в минуту. У детей – более частый: от 10 до 16.  Сосредоточтесь именно на ритме, забыв про всё другое, тогда вы его услышите.

в) Анализ силы. Сила – это проявление краниальной витальности, мощи на уровне жидкостной волны, идущей к структуре, это динамизирующая энергия ликвора в черепе. Витальность может быть слабой, сильной, несуществующей. Сосредоточьтесь глобальным образом на ваших руках и на понятии силы, забыв об остальном.

с) Анализ амплитуды. Более тщательная оценка с точки зрения качества, чем количества. Оценить лёгкость, с которой структура позволяет себя мобилизовать, её пластичность. оЦенить наличие свободного движения или его ограничение.

Важно помнить:

Краниальное движение – это всего навсего лёгкое трепетание, подрагивание интер-артикулярной субстанции, а не трение одной кости об другую.

Краниальное движение включает гибкость живой кости, содержащей около 50% воды: её пластичность.

Краниальное движение ограничивается рестрикцией мембран взаимного натяжения.

Практически.

а) На первом этапе. Подождать, пока билатеральная информация придёт к твоим рукам и оценить глобальную амплитуду черепа, лежащего в ваших руках.

б) На втором этапе. Заставить себя забыть об одной руке и сосредоточиться на другой, а значит, на одном полушарии, и наоборот.  Проанализировать по очереди каждое полушарие с точки зрения амплитуды  и мобильности.

с) На третьем этапе. Снова сосредоточиться на обеих руках, чтобы получить глобальный анализ движения и амплитуды.

 

Выводы.

Первый главный вывод относительно трёх параметров: ритма-силы-амплитуды.

Первая оценка хорошего управления черепом, его структурального, а значит, функционального здоровья требует:

 

Более специфического, более детального анализа путём тестирования СБС и периферических костей, для обнаружения возможных краниальных остеопатических поражений.

Метод.

Расслабленные руки лежат  на черепе и фиксируют свободу или ограничение подвижности черепной сферы, помня, что при флексии СБС череп должен:

короче в передне-заднем направлении,

шире, в поперечном направлении,

менее высокий вертикально вверх,

а значит, свод опускается.

 

Пальпируя глабеллу одной рукой, а инион другой рукой, при черепном  прослушивании можно обнаружить это удлинение или укорочение. Встав на саггитальный шов, можно определить поднимание или уплощение вертекса.

Положив билатерально руки на астерион, можно оценить расширение или сужение поперечного диаметра черепа. Нужно помнить, что  первичное дыхание копируется глубоким и спокойным рёберно-диафрагмальным дыханием. Краниальные сочленения двигаются как составляющие ПДМ.

Следовательно, это движение, каким бы минимальным оно ни было, может использоваться для определения нормального движения или для обнаружения зон поражения.

Также можно попросить пациента сделать несколько медленных и глубоких вдохов, чтобы перед тестами улучшить краниальную динамику.

Базовые краниальные тесты.

Для того, чтобы протестировать движение СБС и периферических костей черепа нужно:

Запомнить их подвижность, их ось и их отношение к соседним костям.

Правильно поставить пальцы остеопата. Это позволит совершить желаемое тестирование за счёт простой импульсации в сторону желаемого теста. Пример: флексия или торсия или т.п. “достаточно о них подумать”, чтобы провести тест без усилий.

Следовать за движениями  пассивного тестирования, не вмешиваясь в движение. Пальцы остеопата сопровождают легкую и медленую смену положений, обусловленную флюктуацией церебро-спинальной жидкости и мембран взаимного натяжения.

ВАЖНО помнить о том, что:

нарушения на уровне черепа – это нарушения суставного и мембранозного характера;

функция твёрдой мозговой оболочки или мембран взаимного натяжения на уровне черепа идентична и аналогична их функции на уровне позвоночника.

Таким образом, повреждение произойдет при условии:

наличия натяжения мембран, ограничивающего или препятствующего структуральной подвижности;

это приводит к нарушению балланса мембранозных натяжений и, следовательно, к отсутствию свободного движения в суставе в одну или множество сторон;

критерием наличия повреждения является движение или отсутствие движения.

На самом деле, повреждение всегда указывается направлением движения кости, в котором поврежденная кость свободно двигается до границы нормального движения. С противоположной стороны это движение, конечно же, ограничено.

Таким образом, повреждение находится в той стороне, где есть наибольшая суставная подвижность. Нарпавление повреждения всегда можно усилить (подчеркнуть).

Предыдущая статья
Следующая статья

Контактный телефон
"Учебного Центра Остеопрактики"

8 (926) 513-14-28

с 9:00 до 20:00

Смирнов
Александр Евгеньевич

Учебный Центр Остеопрактики 2018-2022 Остеодок ©  Все права защищены

*Статьи по остеопатии и работе остеопата носят информационный характер, не являются рекламой услуг.