cropped-logo

Краниальная остеопатия (стр. 101-120)

Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 101-120).


Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 1-20)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 21-40)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 41-60)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 61-80)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 81-100)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 101-120)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 121-140)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 141-160)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 161-180)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 181-200)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 201-220)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 221-240)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 241-260)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 261-280)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 281-300)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 301-320)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 341-360)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 361-380)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 381-400)
Реймонд Солано – Краниальная остеопатия (стр. 401-430)


1) Принцип деления тела на сегменты.

Этот феномен замечателен тем, что все эти сегменты на самом деле связаны друг с другом церебро-спинальной и автономной нервной системой, и артериальной, венозной и лимфатическими системами, которые проходят через всё тело.. Таким образом, с одной стороны они координируют свою работу относительно друг-друга, а с другой стороны имеют самостоятельность. К этому надо добавить ликвор, фасции и твёрдую мозговую оболочку, которые распределяются по всему телу, делая его единым и неповторимым целым.

Это:

мобилите, двигатель мотилите нервной системы;

раздражимость, стимулирует чувствительность нервных окончаний;

проводимостьБ распределяет питательные вещества (контролирует кровообращение при поддержке автономной нервной системы);

(центральной нервной симпатической системы).

Итак, спинно-мозговая нервная система главенствует прежде всего на уровне второго сегмента, а значит, в области шеи и грудной клетки. В то время как автономная нервная система центрирована в солнечном сплетении и командует брюшной полостью и тазом. Следовательно, поражение обоих этих уровней будет иметь симпатическую природу.

2. Эта зона принимает импульсы, приходящие от позвоночного столба. Они проходят вдоль белых волокон, идут до симпатических ганглиев и через них распространяются по всем частям нервной системы.

Эти белые волокна приходят, например:

а) К верхним шейным ганглиям, контролирующим вазомоторику лица, глаз, носа, ушей, мозга, и в целом головы.

) К нижним и средним ганглиям для контроля горла, миндалин, щитовидной железы, шеи с её нижней частью, лежащей билатерально над ключицами.

5, и действуют через белые пучки.

) к симпатическим ганглиям спины и поясницы через их белые ответвления, которые иннервируют органы брюшной полости и таза.

е) область крестца посылает ответвления, идущие прямо к пред-вертебральному сплетению и к органам таза: это спланхнические ветви сакральных нервов, иннервирующие прямую кишку, мочевой пузырь, вагину, мочеточники и уретру. В отсутствии симпатического посредника механическая стимуляция и ингибиция идут прямиком к органам.

Примечание.

– Шейный отдел не имеет белых ответвлений. На этом уровне связь обеспечивается краниальными нервами, ассимилированными белыми ответвлениями.

Они соответствуют:

а) нейронам, клеточные тела которых находятся в латеральных ганглиях; эти нейроны анастомозируют с передними ответвлениями позвоночника; они распределяются по мышцам, коже и по поверхностным тканям;

) двигательным и чувствительным волокнам направляющимся к или идущим от передних ветвей;

с) волокнам задних ветвей, распределяющимся по мозговым оболочкам и по структуре спинного мозга.

Примечание:

все серые волокна являются вазо-констрикторами кожи, мышц скелета, потовых желёз, сальных желёз, сердца, спинного мозга и мозговых оболочек.

Итак, в практическом плане: через поверхностные такни или при их посредничестве можно влиять на спинной мозг и его оболочки.

Первостепенными функциями автономной нервной системы остаются: в первую очередь висцеро-моторные функции, во вторую очередь вазо-моторные функции.

2.  Они распределяются на все части тела, включая позвоночник и его оболочки. Это ещё один новый вид координации между головой и грудной клеткой, между черепом и позвоночным столбом. Таким образом, обе нервные системы ещё одним способом связаны между собой. При распределении вазо-моторной стимуляции головной и спинной мозг зависят от симпатической системы. Для контроля организма данный союз головного мозга и сосудо-двигательной области обеспечивает скоординированную  и гармоничную деятельность, связанную с независимыми функциями.

Этот обзор различных систем, рассмотренных здесь, приводит к заключению о единстве структуры и функции, подтверждающемся  единством тела.

     Васкуляризация играет очень важную роль.

Разве не говорил Доктор Стилл, что «роль артерии абсолютна!»

Железы чувствительны к хорошей ирригации кровью, к хорошему венозному и лимфатическому дренажу. Гипофиз и эпифиз находятся в черепе. Обе железы погружены в благородную субстанцию мозга, омываемую ликвором. Мы знаем, что треть всей крови циркулирует в мозге. Но на поверхности кора мозга очень напряжена, натянута.

И несмотря на множество мелких артериальных сосудов, выполняющих функцию ирригации, не всегда есть уверенность, что ирригация достаточная. Часто область коры испытывает гиперемию или анемию. Если на уровне остальных зон тела ирригация кровью одинакова во всех частях какого-либо органа, то для мозга спрос контролирует предложение. Таким образом, именно функциональная деятельность мозга определяет количественные потребности  в крови, необходимой в тех или иных обстоятельствах.

Мозговая субстанция лежит в границах черепа.  А значит, давление крови в мозге контролируется черепной коробкой. Впрочем череп не полностью заполнен веществом мозга, что обеспечивает  циркуляцию жидкостей, лимфы и ликвора,  в свободных пространствах. Именно благодаря этим жидкостям  предотвращаются компрессии и сотрясения мозга. Следовательно, остеопатическое действие на жидкости и общее действие является капитальным. Питание мозга зависит от изменений в снабжении кровью, а снабжение – это результат хороших анатомо-физически- условий вещества.  В практической деятельности мы выполняем помпаж (через флуктуацию ликвора) лимфатических резервуаров и венозных синусов, соединённых продольными, верхним и нижним, синусами. Также мы знаем, что эти пространства, синусы и желудочки, сообщаются. Наш дренаж черепа можно считать полным и эффективным, если он способствует обмену жидкостей. На самом деле, венозные и лимфатические резервуары твёрдой мозговой оболочки связаны с наружными лимфатическими резервуарами. Последние, находясь между твёрдой мозговой оболочкой и арахноидальной оболочкой, напрямую связаны с лимфо-узлами шеи и лимфатическими резервуарами периферических нервов.

) и специфической работой на переходе шейного отдела в спинной, на ключице и первом ребре. Мышцы апоневротических слоёв нужно обследовать и лечить приемами остеопатии на уровне этого перехода. Позвоночные и сонные артерии выходят в шейно-грудном отделе. Передняя сонная артерия защищена сосудистой оболочкой и продолжается  вдоль трахеи и пищевода. Она легко поддаётся компрессии. Позвоночные артерии не поддпются компрессии. Они лежат между двумя головками лестничных мышц: передней и средней. Таким образом. Эти артерии напрямую связаны с подвижностью  мышц и апоневрозов. Весь этот анатомо-физиологический регион связан с вилочковой и щитовидной железой.

Твёрдая мозговая оболочка имеет две наружные артерии, по которым кровь идёт в капиляры внутренней поверхности. Внутренние ортерии доставляют кровь непосредственно в крупные вены, минуя маленькие капиляры. Это препятствует гиперемии твёрдой мозговой оболочки.

Мягкая мозговая оболочка имеет собственные артерии, по которым кровь идёт через корковое вещество мозга, это ещё один путь сообщения с лимфатическими сосудами.

Доктор Литтл Джон в своей книге «Записки о принципах остеопатии» описывает некоторые факты гемодинамики, которые могут  косвенно объяснить влияние остеопатии на гемодинамику.

Отправным пунктом артериального сокращение в мозге является полигон Виллиса, данное сокращение производит сокращение на уровне основания мозга. Полигон приподнят относительно основания к своду черепа. Таким образом, кровь изгоняется кпереди в субстанцию переднего мозга.

Данное сокращение полигона Виллиса останавливает движение ликвора вниз.

Параллельно жидкость из желудочков изгоняется через отверстие Магенди к синусу.  Когда потолок желудочка находится в компрессии, полушария мозга плотно прижаты к черепу.

Отсюда происходит сокращение передних позвоночных артерий и расширение основания мозга. Жидкость желудочков изгоняется из верхних частей мозга к синусам и телам Пачиони, которые играют роль лимфатического сердца за счёт своей силы аспирации. Они аспирируют лимфу от мозга и направляют её к твёрдой мозговой оболочки.

Наконец, ликвор направляется к нервным влагалищам и лимфатическим сосудам шейных ганглиев. Эта начальная точка тока ликвора к другим частям тела. К тому же ликвор имеет трофическую функцию по отношению к тканям тела.

Желудочки расширяются за счёт сокращения полушарий мозга и ликвор изгоняется  во все нервные влагалища тела.

2.

Выводы.

Наш структуральный и краниальный подход улучшает динамику различных гемодинамических фаз и улучшает все обменные и питательные процессы. Мы обеспечим нормальные фазы и равновесие на уровне краниальной и церебральной функции. Мы улучшим связи и коммуникации, взаимозависимость между каждой системой и железами для сохранения их равновесия и гомеостаза всего тела. Наша остеопатическая медицина может эффективно воздействовать на гистологическое, биологическое, нервное и гемодинамическое равновесие наших эндокринных желёз через королевский путь уравновешивания структуры и функции.

Доктор Стилл говорил: «Тело умно и находит в себе собственные лечебные субстанции.» Попытаемся же всеми своими терапевтическими возможностями удовлетворить все его нужды и дать ему средства для достижения этого».

ГЛАВА 5.

Нормальное нейро-физиологическое развитие грудного ребёнка и его путь к детству и отрочеству.

 

Введение.

Зачем нужна такая глава в книге о краниальной остеопатии?

Причина очень простая. Нельзя лечить техниками остеопатии новорождённого, грудного ребёнка или маленького ребёнка, если предварительно не ознакомишься с минимумом деталей, касающихся его психо-моторного развития.

Цель этой главы: позволить остеопатам, не педиатрам, занимающимся краниальной и общей остеопатией, лучше понимать и оценивать поведенческие реакции ребёнка во время остеопатической консультации.

Эта глава должна служить ориентиром и путеводителем в процессе знакомства с хронологией нормального развития личности ребёнка. чтобы выявить аномалию, нужно сначала изучить норму.

Отсюда остеопатия должна внимательно относиться к случаёным явлениям, беспорядочным и нерегурярным проявлениям, к отсутствию связности, обнаруженным в ходе консультации и диалога с ребёнком и его родителями.

Остеопатия должна быть в состоянии указать на них родителям. Осознание этих проблем станет для родителей побудительным мотивом для посещения педиатра или лечащего врача, который проанализирует вплотную эту ситуацию и сделает всё необходимое.

Мы обязаны играть свою терапевтическую роль в лечении, но прежде всего в предупреждении заболевания приемами остеопатии. Мы должны считать себя неотъемлемым звеном медицины, знать своё место и действовать с этой точки зрения.

Для этого, капитальным принципом остаётся ясное и честное осознание своих границ. Как только становится возможным, необходимо устанавливать диалог с врачами и специалистами. Очень часто официальные круги совсем не сведущи или мало сведущи в нашем искусстве. Однако, всё больше и больше врачи прислушиваются к нам. Они открыты и готовы получать от нас информацию, вести искренний диалог. Только взаимное уважение и терпимость позволит нам достичь комплементарности и стать необходимыми для наших пациентов ради их здоровья.

Мы уверены, что наше искусство и любая медицина имеют свои границы и мы все нужны друг другу, чтобы лечить дисфункции и болезни. Сохраним благородную открытость, общаясь и обмениваясь друг с другом, с единственной целью: облегчить состояние пациента и принести ему чувство комфорта. Профессор Лериш резюмирует эту мысль так: «Люди, испытывающие страдания, имеют на нас права, они недоумевают, когда личный интерес, интерес школ и догм лишает их того, что могло бы им принести выздоровление и облегчение.»

Пусть эта глава станет для каждого источником богатств, личных наблюдений в процессе своей работы в своём кабинете. Пусть она заставит смотреть более критически на поведение ребёнка, более чутко прислушиваться к атмосфере и к диалогу между ним, врачом и всем тем, что его окружает.

У грудного ребёнка все элементы его развития взаимосвязаны. А следовательно, очень трудно их вычленить.

Именно мозг направляет его умственное и аффективное развитие, а также всю совокупность факторов его роста.

Личность ребёнка зависит от гармонии регулирующих систем и от различных функциональных единств организма как целого.

Различные системы связаны между собой. Соматика может порадить висцеральную или психологическую проблему. Висцеральные и психические проблемы агравируют соматические проблемы. Всё связано. Это единство сструктуры, внутренних органов и психики.

Личность ребёнка формируется через чувственное восприятие мира. В течение трёх-четырёх первых лет его жизни. Роль родителей и особенно матери очень важна для ребёнка в течение этих нескольких лет.

Здоровье ребёнка объективно оценивается по весовым показателям. В первый год жизни график прибавки веса является регулярным. При рождении ребёнок весит в среднем 3, 3 кг для мальчиков, и 3,2 кг для девочек. Физиологическая потеря веса допускается в первые дни жизни и может составлять до 250 граммов. Это следствие потери воды. К тому же ребёнок ещё не привык к своему новому режиму питания. При рождении чаще всего ребёнок появляется немного одутловатым и отёчным. Его диурез квазинормален. Роды способствуют выбросу материнских гормонов у роженицы. Эти гормоны способствуют устранению отёков ребёнка после родов. Обычно, чем крупнее ребёнок, тем больше потеря веса и тем больше дней ему требуется для восстановления своего начального веса. Если ребёнок хорошо сосёт, если не возникает никаких сложностей с пищеварением, тогда он быстро набирает свой начальный вес. Регулярные прибавки веса – это показатель хорошего здоровья. Остеопат и мать должны наблюдать за ребёнком и раз в неделю отмечать прибавки веса и роста. Вес и рост должны быть пропорциональны. Обычно ребёнок активно растёт в первый месяц, потом его рост стабилизируется. Наблюдая за статистикой, можно отметить, что ребёнок в среднем растёт на 25 см в первый год жизни и на 10 см во второй. Это удивительно! Также его потребности в пище велики по сравнению с его весом. Только к 18 месяцам этот аппетит слегка уменьшается.

Как только ребёнок набирает свой начальный вес, его весовые прибавки должны стать регулярными. Средние показатели таковы:

25-30 граммов в день в течении первых трёх месяцев,

20-25 г в день  от трёх до шести месяцев,

15-20 г в день от шести до девяти месяцев,

10-15 г в день от девяти до двенадцати месяцев жизни.

Если у ребёнка случается диарея, то его нужно взвешивать чаще – 2-3 раза в неделю.

Мозг остаётся «дирижером» всего тела. Укрытый и защищенный черепной коробкой он сохраняет большую гибкость функций.

При родждении мозг весит десятую часть от массы тела. У взрослых его вес составляет 1300-1400 граммов. Это замечание имеет важность. На самом деле вес и объём мозга остаётся неизменным, несмотря на любые проблемы развития черепа как у внутриутробного плода, так и у новорожденного. Таким образом, недоношенный или родившийся в срок  ребёнок с малым весом тела несмотря ни на что имеет тот же вес и объем мозга, что и ребёнок с нормальным весом. Мозг содержит милиарды клеток, которыми он будет пользоваться всю жизнь, и которые не могут воспроизвестись. Отсюда понятен риск нормального по весу и объему мозга, помещенного в структуру, слишком маленькую для него. Таким образом, неподвижная структура или компрессированная различными механическими воздействиями, может порождать через внутреннюю или наружную компрессию необратимые напряжения

 Мозга

У нормального ребёнка нервная система будет развиваться и совершенствоваться  в первые два года жизни. Это очень чувствительное для новорождённого развитие сопровождается сложными химическими и биологическими процессами, обеспечивающими точность действия и наваыков при последовательном обечении.  Обучение позволяет ребёнку изо дня в день добиваться, радующих родителей.

В течение первых двух-трёх недель жизни ребёнок спит, сосёт, переваривает, делает свои отправления.

Он проявляет себя, когда голоден или когда его что-либо беспокоит. Его считают только вегетативным и очень хрупким существом.

На самом деле он очень бдителен, все его чувства крайне обострены. Остеопати должен привлекать внимание родителей к ребёнку, т. к. на второй или третий день его жизни визможно установление контакта с ним.  Он уже имеет свои склонности. Когда вы произнесёте несколько слов, вы обнаружите с удовлетворением, что это крохотное создание пытается приоткрыть глаза и повернуть голову в ту сторону, откуда доносится голос. Его лицо расглаживается, но он сосредоточен, о чём говорит напряжение мышц лба и бровей. Он вас слушает и пытается ответить.

Американские учёные исследовали инстинкт новорождённых. После родов, лёжа на животе своей матери, он обращает к ней своё лицо и пытается подвинуться к её груди, чтобы сосать её. Всё это свидетельствует о его ранней компетенции.  Направшивается вывод: грудной ребёнок имеет, с самого рождения, множество приобретённых рефлексов, позволяющих ему развиваться. Это его генетическое наследие.

Резюме.

После появления на свет малыш главным образом спит и ест. Днём он плачет, чтобы получить рожок, а ночью один или два раза, чтобы получить другой рожок с водой. Как только его потребности в питании регулярно удовлетворяются, он просыпается примерно через каждые три часа. Его адаптация к дневному и ночному ритму происходит корректно.

«Очень часто, по мнению доктора Жюльена Коэна – Солала, малыш начинает плакать к 18 часам. Это соответствует, без сомнения, какой-то бессознательной экзистенциальной тревоге, охватывающей малыша с наступлением ночи». Единственный совет. Который можно дать матери – это взять ребёнка на руки, покачать его и дать ему сладкой водички.

Для остеопата малыш, который  слишком часто и без всякой видимой причины плачет, имеет проблему внутрикраниального напряжения, которую следует как можно быстрее коррегировать.

Итак, при рождении малыш имеет некоторую зрелость своей нервной системы, обеспечивающую ему некоторое число полезных рефлексов.  Например,

рефлекс сосания, чисто архаический рефлекс, облегчающий ему питание. бЛагодаря ему он может сосать грудь,

 выполнять сосущие движения и кормиться. Это истинный рефлекс выживания. Он обеспечивает также первые открытия некоторых форм получения удовольствия: это оральная стадия в теории психоанализа, со всеми её комбинированными формами-сосание большого пальца, пальцев и руки и т. д.;

хватательный рефлекс рук появляется ко второму дню. Ребёнок хватает и сжимает палец, который кладут ему в ладонь;

рефлекс опоры и автоматической ходьбы, представляет собой зачаток ходьбы. Если наклонить тело ребёнка вперёд и и дать опору его ступням, ребёнок сможет сделать несколько шагов.

Лёжа нат животе, ребёнок способен приподнять голову, если его позвать.

Все эти архаичные рефлексы, полезные для новорождённого, являются эфемерными. Они исчезают по прошествии нескольких недель. Только сосательный рефлекс остаётся. Остеопат должен считаться с возможностями и склонностями ребёнка первых дней жизни. Если обстоятельства благоприятствуют, если условия окружающей среды хорошие, ребёнок проявит их,  если врач проверит эти реффлексы. Нужно учить родителей тому, чтобы те давали ребёнку возможность проявлять свои способности.

Мобилите.

Говорить о мобилите, значит, подразумвать  движение, а значит, тонус.

Тонус – это нормальное состояние мышечного напряжения. Это напряжение некоторых мышц, которое обеспечивает и сохраняет общее состояние грудного ребёнка. грудничок – это как общая масса, мобилизирующаяся глобально.

от шести недель до двух месяцев ребёнок не может самостоятельно держать голову.  В сидячем положении голова наклоняется к коленям или может откинуться назад.

К восьмой неделе малыш выпрямляет голову, если та наклоняется. Он лучше владеет своим телом.

К двум месяцам он может держать голову, находясь в вертикальном положении.

К трём месяцам голова полностью интегрирована в поле его сознания и двигается квази-нормально.

Примечание.

Может иметь место отставание в эволюции тонуса, выражающееся в гипотонии, присутствующей ещё в 4 месяца. Такие дети садятся только в 10 или 12 месяцев, а встают примерно к двум годам. Это не препятствует корректному развитию в аффективном и умственном плане. Это лишь показание отставания в их физическом развитии. Некоторое время спустя всё приходит в порядок относительно некотороё средней норме. Такое отставание не отражается негативно на будущей судьбе ребёнка. Но нужно сохранять бдительность и контролировать ребёнка путём дополнительных обследований, которые снимут любые подозрения касательно эволюции патологии.

Для нас кранио-сакральная профилактика возникает при проявляющихся патологических беспричинных отставаниях. Часто у новорождённых мы встречаем маленькие «зажатые» черепа. К тому же чем подвижнее ребёнок, тем больше риск его падения и ушиба головы или затылка. Достаточно родителям просто ослабить внимание и инцидент происходит: падение из кроватки, со стола для пеленания и т. д. Эти инциденты случаются в период от двух до шести месяцев как следствие потери бдительности. В этом возрасте родители не думают, что грудной ребёнок способен внезапно напрягшись изогнуться, быстро перевернуться и упасть. Их об этом следует предупредить, если это их первый ребёнок.

Очень часто в литературе встречаются мнения о падении без последствий, если ребёнок падает с небольшой высоты на мягкую поверхность: ковёр, палас и т. д.. если ребёнок ушибся, маме советуют успокоить и плжалеть его.  Маму просят предупредить своего семейного врача, если ребёнок не прекращает плакать. Мы же считаем, что остеопат нужен каждый раз, когда есть ушиб, падение или удар головой, ведь речь идёт о ещё очень маленьком и мягком черепе. Мы должны как можно раньше предупреждать любые дисторсии швов, любые компрессии структур. 

Конечно, какой же ребёнок обходится без синяка или шишки, и не все они приводят к последствиям. Однако, медицинский, а особенно краниальный  контроль нам кажется необходимым.

Обучение жесту.

Нейро-моторная эволюция грудного ребёнка продолжается через обучение жесту, точности и тонкости движения руки.

На самом деле в первые часы жизни ребёнок не способен схватить рукой предмет или тянуться к нему рукой в точном направлении. Только ко второму месяцу, примерно, его ладонь начинает открываться , но он ещё не умеет её протягивать.

К четырём месяцам ему нравится касаться предметов, но он ещё не может их хватать. Открытие руки и желаемого предмета побуждает его к жесту и уточняет его. Ребёнок радуется, открыв у семя наличие рук. Он любит играть ими и наблюдать за их движениями. С этого момента начинается хватание. Оно «глобально». Ребёнок хватает предмет ладонью и пальцами одновременно. Он глобально сжимает всю руку, не производя тонких манипуляций.

В пять месяцев начинается активная оральная стадия. Рот не является больше пассивным получателет груди, соски, большого пальца… Это активное средство перцепции и познания окружающего мира. Он становится настоящим связующим звеном между ребёнком и окружающими его предметами. Это период, когда ребёнок всё тянет в рот.  Впрочем, это средство контакта ещё послужит ему  после того как он научится контролировать свои руки.

В районе шести месяцев ребёнок учится точности мануальных движений и хватанию предметов.

В семь месяцев он умеет перемещать предметы. Например, он умеет хватать игрушку одной рукой и перекладывать её в другую руку,  манипулируя ею очень точно. Его руки ещё не скоординированы между собой. На этой стадии развития ещё нет доминантной руки. Нужно дождаться возраста двух-трёх лет, чтобы точно определить доминантную руку.  До этого ребёнок использует каждую руку безразлично относительно доминантности.

Ребёнок садится.

Ребёнок легко сохраняет положение сидя, но сесть на первых порах для него настоящий подвиг. Ему легче вставать.

К трём месяцам он может уже полу-сидеть. С трёх до шести месяцев он Совершенствуется в этом и участвует в окружающей жизни.

К шести месяцам он садится, но ему ещё нужна помощь.

 К восьми месяцам сидя он играет с игрушкой, с прямой спиной и в равновесии.

К тринадцати, четырнадцати месяцам он может садиться благодаря собственным мышцам. (Нужно принимать во внимание индивидуальные особенности ).

 

Обучение ходьбе.

В 4 – 5 месяцев ребёнок начинает ползать, помогая себе коленями и локтями. Как только ему удаётся сесть, он спешит переместиться, либо на четвереньках, либо на ягодицах, либо на одной ноге, согнутой под ягодицами. Эту потребность можно уже расценивать как неосознанное стремление к самостоятельности.  Вдруг к ребёнку приходит осознание существования окружающих предметов. Как не воспользоваться этим, чтобы бросить все те предметы, которые попадают в его руки. Таким образом он совершенствуется в хватании.

Как только он твёрдо стоит на ногах и способен встать, ему хочется стоять.

К шести – семи месяцам, после недели упорных попыток, чтобы выпрямиться, у него возникает потребность стоять. Мало-помалу осуществляется обучение ходьбе. Он учится, держась за края своего манежа или толкая стульчик перед собой.

В 11 месяцев ребёнок идёт сам, но с подстраховкой. Он совершенствует свою адаптацию к равновесию. Это умение приобретается после многих падений и приобретения опыта владеть своим телом в пространстве. Однажды по просьбе родителей ребёнок,  набравшись храбрости, покидает свою опору и направляется к ним. Это подвиг. Он делает самостоятельно несколько шагов и подает, но он счастлив, что это ему удалось. Его доверие растёт. С этих пор он чувствует себя способным ходить самостоятельно. Стадия приобретения навыков нейро-мышечного развития, нужного для ходьбы, наконец пройдена. (В среднем это происходит от 11 до 14 месяцев. Если в 18 месяцев он всё ещё не ходит, родители должны проконсультироваться у своего педиатра).

Зубы.

У грудного ребёнка первый зуб появляется от трёх до пятнадцати месяцев. В среднем между пятым и шестым месяцем. Как только ребёнок второго-третьего месяцев начинает обильно пускать слюни, подумайте о зубах. Но не стоит думать, что есть прямая зависимость. Признаком начала роста зубов является прежде всего расширение края нижней десны. Рост зубов сопровождается рядом мелких симптомов: небольшой понос, покраснение ягодиц, жидкий стул, красные щёки, воспалённые красные дёсна, иногда температура (37,8 – 39 градусов). По этой причине может случиться настоящий рино-фаренгит.

К тридцати месяцам ребёнок получает все свои 20 зубов. На каждой челюсти у него 4 резца, 2 клыка и 4 коренных молочных зуба.

Зубы появляются в среднем в такие сроки:

Таблица появления молочных зубов.

–  нижние срединные резцы                  –     от 6 до 8 месяцев.

–  верхние срединные резцы                 –     от 8 до 10 месяцев

–  латеральные резцы                            –     от 12 до 14 месяцев

первые коренные молочные зубы  –     от 18 до 20 месяцев

клыки                                                 –     к 20 месяцам

второй коренной молочный зуб   –  к 30 месяцам

первые настоящие кренные зубы –к 6 годам.

 

Иногда отмечается временной промежуток между двумя этапами роста зубов и между выпадением молочных зубов и появлением настоящих . к тому же нет качественного отношения между молочными и настоящими зубами. Даже если молочные зубы будут повреждены, настоящие вырастут здоровыми.

Психическое и интеллектуальное развитие.

Все специалисты, занимающиеся психическим и интеллектуальным развитием ребёнка, сходятся во мнении, что для формирования поведения и характера особенно важны первые месяцы жизни. Для нормального развития ребёнку нужны хорошие материальные условия и стабильная аффективная среда. Чтобы гармонично развиваться ребёнку нужны любовь, нежность, безопасность и комфорт. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить о том, в каком психологическом состоянии находятся дети, брошенные своими родителями. Такие дети пребывают  в состоянии тревоги, стресса и морального беспокойства. На самом деле, большинство проблем связано с аффективным и интеллектуальным развитием. Чаще всего они взаимосвязаны. Ребёнок, имеющий аффективные проблемы, имеет одновременно и проблемы в интеллектуальном развитии.

Таким образом, основы будущей личности закладываются в течение превых трёх лет жизни. В этот период ребёнок глубоко переживает всю информацию, идущую от окружающего мира. На основании своих ощущений у ребёнка в это время развиваются такие черты характера как оптимизм, энтузиазм, открытость или наоборот, пессимизм, страх, закрытость. Таким образом, личность ребёнка формируется и моделируется реципрокными отношениями между средой и ребёнком.

Итак, основным элементом для грудного ребёнка является его отношение с матерью, которая его вскармливает, потом с отцом, а потом со средой.часто думают. Что ребёнок – это хрупкое создание. На самом деле он является амбивалентным существом. С одной стороны, он хрупкий, а с другой – очень крепкий. В нём есть жизненная сила. Она является двигателем его развития.  Среда предоставляет ему средства, необходимые  для развития: комфорт, гигиена, полноценное питание скорее качественное, чем количественное, аффективные отношения – интеллектуальные и физические.

Доктор Винникот в своей книге «Ребёнок и семья» пишет об отношениях матери и ребёнка: «Некоторые думают, что ребёнок похож на глину в руках скульптора. Такие люди начинают лепить ребёнка и они чувствуют себя ответственными за результат своей работы. Они заблуждаются. Если вы думаете также, то вы будете раздавлены грузом ответственности, за то, что от вас не зависит. А если вы примете идею, что ребёнок существует сам по себе, то вы обретёте свободу для наблюдения за тем, как ребёнок растёт. Вы получите удовольствие, удовлетворяя потребности ребёнка.»

На самом деле, именно мать играет важную роль в моделировании личности своего ребёнка. Как сказал доктор Коэн-Солал: «Новорожденный  – это прямая связь с подсознанием своей матери». И развивает так же эту важную идею отношений между родителями и детьми далее: «Родители болжны понять, что их дети – это самостоятельные личности, стремящиеся постепенно добиться реальной и полной независимости». Но  глубокая безопасность детей на протяжении всего процесса мутации зависит большей частью от солидарности, которую они ощущают в родителях и от способности родителей запрещать или разрешать тот или иной поступок. Если всё позволять ребёнку он оценит это по своему, а за частую таким образом: «делай что хочешь, лишь бы мне не надо было тобой заниматься». Только к трём-четырём месяцам  малыш начинает сам исследовать себя. В три месяца он делает открытие: у него есть руки! В четыре месяца он по долгу их разглядывает. Он шевелит пальцами, кистями рук и разглядывает их со всех сторон. Потом он обнаруживает у себя стопы, тянет их в рот, прилагая необыкновенные усилия. И наконец, он исследует своё тело, визуально и пальпаторно. В нём совершается познание себя и осознание тела, а так же ощущение своего существования как личности, отличающейся от других.     Оно дополняется понятием независимости и автономности. Разумеется, такой прогресс осуществляется мало-помалу день за днём. Идентификация среды и других людей вокруг него позволяет ребёнку лучше осознать своё место в мире.

Аккумуляция множества стимулов будет толкать ребёнка к ускоренному познанию окружающего мира. Именно к 4-5 месяцам появляется осознание своеё автономности.

            Ребёнок овладевает многими предметами окружающего мира и обнаруживает у себя гениталии. Он учится смотреть на них и дотрашиваться до них. Этоя является первым привилегированным, фрагментарным, запретным и проходящим ощущением грудного ребёнка по отношению к своим генитальным частям. Специалисты называют это «первичной мастурбацией». Это проходящее явление и оно не должно беспокоить родителей. Тем не менее, это есть первая информация о приятном ощущении в привилегированных зонах, манипуляция с которыми вызывает понятие удовольствия. Такое рудиментарное осознание совершенно нормально и логично. Оно завершается к 3-4 годам, потом повторяется в пубертатный период.  К 4 годам мальчик прекрасно знает своё тело и свои половые органы, зная почему и чем они отличаются от половых органов девочки.

            Итак, такое открытие тела без давления и размышлений со стороны родителей, является первостепенным для гармоничного развития ребёнка и для его непосредственности.

            К восьми месяцам малыш научается разглядывать себя и узнавать свой образ. Он любит разглядывать своё отражение в зеркале. Таким образом он может открыть себя, как личность. Существуя как персонифицируемый индивидуум, с освоим лицом и телом, которое принадлежит только ему, ребёнок обнаруживает смостоятельное и независимое существование своей матери. Это очень важная стадия его развития. Это признание самого себя. Он сам становится независимым, автономным, живым в окружающей среде, частью которой он является как индивид со своими нуждами и потребностями.

            В период от семи до восьми месяцев ребёнок способен удержать в памяти и помнить о желаемом предмете. Если в 6 месяцев он тут же забывает о предмете, который прячут от него, то в восемь месяцев он ищет этот предмет и старается найти. Это значит, что ребёнок приобрёл «концепцию перманентного объекта», т.е., как говорит доктор Коэн-Солал: «Идея того, что предмет существует, даже если он его не видит и не длотрагивается до него». Итак, малыш приобрёл понятие о предмете, муществующем рядом , но независимо от него. Таким образом возникает ментальное представление о вещах и объектах. Оно определяет склонность к интеллектуальным функциям и предшествует наступлению периода нарушений сна с появленим множества сновидений и беспокойного ночного сна. Редёнок осознаёт, что даже если его мать отсутствует, она тем не менее существует. В этот период ребёнок конструирует образ своей матери. Мать для него это бастион и убежище о страхов и беспокойства.

            Свои первые страхи ребёнок проявляет в период от 6 до 9 месяцев. Они соответствуют периоду открытия себя и открытия других. Узнавание членов семьи проявляетс явыражением радости и удовольствия. Но параллельно ребёнок обнаруживает других как физическую реальность. Это внушает ему страх и тревогу. От 18 до 20 месяцев происходит эволюция поведения ребёнка. он становится более доверчивым и более предприимчивым. Он ещё больше открывается для общения с другими и более легко вступает в контакт с посторонними. К восьми месяцам заканчивается то, что психоаналитики называют «оральной стадией». Начиная с восьми-десяти месяцев и, примерно, до трёх лет  длится анальная стадия. Это имеет отношение к обучению чистоплотности. Чтобы научиться чистоплотности, ребёнку нужно познакомиться с механизмом функцианирования своих собственных сфинктеров.

Две циркулярные мышцы закрывают мочевой пузырь и прямую кишку. Эти мышцы расширяются одновременно с тем, как мочевой пузырь и прямая кишка сжимаются. Таким образом обеспечивается выделение каловых масс и мочи.

С некоторого времени малыш начинает испытывать потребность сделать свои дела, большие и маленькие. Но ему нужно время, чтобы ассоциировать свою потребность с просьбой посадить его на горшок и с умением терпеть, пока это не будет сделано.

До двенадцати, а иногда до пятнадцати месяцев ребёнок не умеет терпеть.

Только в период от пятнадцати до восемнадцати месяцев он научается быть чистоплотным и проситься на горшок. Это не исключает внезапные неприятности вплоть до двадцати месяцев. К трём годам ребёнок окончательно прекращает писаться в постель.  Но до четырёхлет преждевременно говорить об анурезе.

Анурез – это непроизвольный и бессознательный акт, происходящий во время сна после трёх-четырёх лет.

Сейчас напрашиваются слова об анурезе, по поводу которого много обращений к остеопатам.

В состоянии сильного волнения из-за разлуки, поступлением в школу и т. д. некоторые дети могут, если они взволнованы и беспокоятся, вновь начать писаться. В этом случает нельзя говорить в терминах ануреза.

Есть 2 типа ануреза:

Первичный анурез: когда ребёнок никогда не имел длительного периода чистоплотности и никогда не прекращал писать в постель.

Вторичный анурез: когда ребёнок вновь начинает регулярно писаться по ночам без всякой видимой причины после нескольких месяцев чистоплотности.

Причина анурезов чаще всего психологического порядка.  Конечно, нужно устранить все анатомические и психологические причины.

Ночному анурезу предшествует дневной анурез: признак, свидетельствующий о психологических проблемах.

На самом деле, анурез непроизволен и бессознателен. Это не умышленный акт.

Анурез – это не болезнь.  Он появляется как выражение симптома аффективного порядка. Убеждения, упрёки, угрозы бесполезны. Понять ребёнка, выслушать его,  позволить рассказать о своих трудностях – это более конструктивно. Неосознанная и одновременно сложная проблема ребёнка не всегда очевидна, она бывает глубоко скрытой.  На самом деле, анурез – это проявление проблемы, которую ребёнок не может и не осмеливается высказать другим способом.

В подобном случае остеопат должен указать родителям на наличие бессознательной психологической проблемы. Нужно, чтобы они поняли: что-то не в порядке. Они должны сделать усилие в понимании этого явления как призыва и даже аффективного требования со стороны ребёнка.

Энкопрезия менее распространена, чем анурез: ребёнок не сдерживает свою нужду сходить «по большому».  Очень часто, даже ежедневно, он пачкает колготки и простыни. Нужно поговорить с родителями.  Это более тревожный симптом, чем анурез. Требуется немедленная психологическая помощь. Это признак серьёзной проблемы взаимоотношений между ребёнком и его окружением в семье.

Само собой врач или педиатр должен  предварительно убедиться в отсутствии фекаломы: твёрдый стул  и т. д. Во всяком случае необходимо проконсультироваться у психиатра или детского аналитика. На этом закроем скобки.

В 18-20 месяцев ребёнок выражает себя иным способом. Это период «слова-фразы», как пишет доктор Коэн-Солал. В этот период малыша охватывают приступы гнева, вызванные трудностями словестного выражения и невозможностью быть понятыми.

В 18 месяцев ребёнок имеет словарный запас в 15-20 слов. К двум годам он увеличивается до 50-60 слов.. появляются первые речевые ассоциации. Соединение двух-трёх слов образует зачаток  достаточно ясной  фразы.

Малыш говорит о себе всегда в третьем лице, называя себя по имени или «он».

Язык ребёнка обогащается и развивается в соответствии с условиями и обменами с окружающей средой, в результате обучения, а также в зависимости от аффективных условий, родительской любви и их расположению. Если говорить с ребёнком на хорошем правильном языке, хорошо сконструированными  предложениями, объясняя и называя все действия, совершающиеся в его присутствии, то это будет критерием, способствующим успешному обучению речи.

К двум годам мы перед лицом первой фазы противосояния, когда ребёнок слишком часто говорит «нет». Это скорее игра, чем умышленная истинная оппозиция. Данная фаза агрессивности, которая часто выводит родителей из себя, тем не менее необходима и полезна для ребёнка. она способствует развитию его личности. Таким способом он тестирует свою личность относительно других людей. На самом деле он пытается утвердиться и ещё лучше осознать самого себя, свою личность, свою автономию и сопротивляться воспитанию. Эта фаза может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

После фазы «сопротивления» появляется фаза «милости» и «соблазнения», сопровождающаяся нежностью, симпатией, послушанием. Это признак начала Эдипова комплекса. Мальчик льнёт к своей маме, а девочка к папе. Подчинение силе, олицитворяемой взрослым, становится неоспоримой истиной. Таким способом ребёнок пытается имитировать или идентифицировать себя с родителями. дочь – с матерью, а сын – с отцом. Это нормальный этап, необходимый для формирования и психологического роста ребёнка.

Когда ребёнок осознал свою независимость, прежде всего по отношению к матери, он становится эгоцентрическим и требовательным. Это длится до двух с половиной – трёх лет. Он считает даже, что это его личная собственность.  Боязнь потерять её так сильна, что ребёнка охватывает тревога. Только любовь и доверие со стороны родителей помогут преодолеть все его страхи и подавить чувство тревоги.

Двухлетний ребёнок имеет стремление командывать своим окружением. Он желает, чтобы все его капризы удовлетворялись. В это время нужно проявлять твёрдость в принятии решений. Нужно быть разумным, справедливым и непреклонным. Эта принципиальность и непреклонность вызовет в ребёнке уверенность в логичности и незыблимости своего окружения. И несмотря на его страхи, этот факт  внушит ему уверенность. Целью для достижения в этот период со стороны родитетелей будет: руководить желаниями ребёнка, позволяя им как можно более свободно изъявляться. Тоже следует ожидать и от остеопатической консультации.

Начиная с двух-двух споловиной лет, ребёнок говорит о себе в первом лице единственного числа: я. Он говорит: ты. Необходимо, чтобы он полностью выразил себя в этом «я», перед тем как естественным образом забыть о нём. Он осознаёт,  таким образом, свою индивидуальность. Он способен сказать своё имя и даже возраст. Это придаёт ему уверенности.  Он становится  уникальной личностью, персонифицированной в своём окружении.

К трём-четырём годам приходит время для нового открытия. Ребёнок окончательно осознаёт свой пол с понятием реальной дифференциации: пенис-мальчик, отсутствие пениса – девочка. В этот период возвращается удовольствие прикасаться. Это возраст «вторичной мастурбации». Это скорее игра, чем желаемая и структурированная деятельность. В этот момент может появиться сознательная мастурбация. Она свидетельствует о том, что ребёнок прячет проблему или трудность. В этом акте ребёнок ищет убежище. В таком случае следует придти ему на помощь, попытаясь понять причину.

С этих пор ребёнок реализует истинное различие, существующее между отцом и матерью. Возникает интерес к тайне появления на свет и ко всем относящимся к ней вопросам.

В три года наступает привилегированный период выражения. Языком. Которым он всё лучше владеет, ребёнок общается с окружением. Это настоятельная потребность. Он желает разговаривать и высказываться.

Этот положительный аспект нужно уметь использовать на остеопатической консультации. Он создаёт контакт и доверие, облегчает доступ. Коммуникация и открытый диалог с маленьким ребёнком делают из нас желанного собеседника.  Наше  расположение успокаивает ребёнка.  

Желая всё узнать и всё понять, ребёнок превратиться в настоящий «магнетофон». Он задаёт множество вопросов.  В этом возрасте родители должны пытаться уделять ему время и отвечать на его вопросы. Остеопат во время консультации тоже должен слушать ребёнка и давать объяснения своему юному пациенту.

В 4 года ребёнок интересуется темой рождения. В 5 лет он пытается узнать роль отца в процессе рождения человека.  Уже с трёх лет  начинается  создание своего воображаемого мира,  охраняемого взрослыми.  Ребёнок смешивает мечту и реальность. Он рассуждает с позиций своего возраста. зачастую он рассказывает себе и выражает в рисунках  свои желания и чувства по отношению к окружающему миру. Однако, его воображаемые истории оказываются очень близки к реальной жизни. Родители должны развивать и поддерживать творческие способности и воображение ребёнка. Позднее с помощью взрослых он научится здраво отделять реальность от вымысла. Но эта фаза является нормальной. Это необходимый этап его физиологического развития.

), говоря о поведении ребёнка вводит следующие определения:

“Антоним буйного –мирный”.

“Антоним агрессивного –пассивный”.   

 Регламентируя рамки его поступков, нужно позволить ему выражать все чрезмерные агрессивные и провоцирующие чувства, чтобы лучше их канализировать и направлять. Родители должны научить его, как только появится возможность, к самоконтролю. Таким образом можно избежать, чтобы крайние импульсы превратились в акты жестокости и разрушения.

К пяти-шести годам ребёнок входит в период игры и шумных занятий, сопровождаемых хохотом, криками и воплями.

Рост.

Период от двух до пяти лет – это не период усиленного роста. В первый год ребёнок утраивает свой вес и вырастает одновременно на 25 см. Однако, между годом и двумя он вырастает всего на 10-12 см, а вес его увеличивается всего на 2-3 кг (см. Таблицу в главе 17).

Затем в возрасте от двух до четырёх лет каждый год он набирает по 2 кг и вырастает на 6-7 см.  Во время остеопатической консультации нужно напомнить родителям, что ребёнок ест в соответствии со своим аппетитом. Все дети ощущают разные потребности в еде и имеют разные пристрастия. Одни предпочитают есть часто и по-немногу,  а не заглатывать два плотных обеда по определённым часам.

Детский сад.

В три-четыре года ребёнок начинает ходить в детский сад. Это требует от него больших усилий и постоянной внимательности. Последствием будут некоторые нарушения, такие как усталость, нарушение сна, отсутствие аппетита, смены настроения и поведения, изменения в характере и т. д. к тому же по отношению к родителям может появиться агрессия, т. к. поступление в детский сад  часто воспринимается  как желание родителей бросить ребёнка.

В связи с этим ребёнок может снова начать писать в кровать, появится беспокойный сон, его будут одолевать кошмары. Успокойте родителей, объяснив им, что любая новая ситуация требует от ребёнка адаптации к ней. Он должен пройти через стресс, нагрузки, усталость, страх, тревогу.

Seuil) пишет: «Примерно, в пять лет психологически здоровый ребёнок умеет управлять своими желаниями, он ловко управляет своим телом и владеет руками. Он много говорит, много слушает и наблюдает, он любить имитировать те действия, которые видит, задаёт вопросы и ждёт правильных ответов, если таковые отсутствуют, он сам даёт волшебные объяснения».

Примечания.

Принимая во внимание такое видение со стороны Франсуазы Долто, можно понять, что любая аномалия в личности ребёнка, даже временная и проходящая,  требует к себе внимания.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что любой анурез, любая нескоординированность, отсутствие ловкости, трудности с речью, нежелание разговаривать, стремление к одиночеству, неконтактность, лживость и неправдоподобные выдумки – это нарушения, которые следует принять во внимание родителями и терапевтом.

Всё это оправдывает консультацию у детского психолога или психиатра. Эти явления  свидетельствуют о наличии некоторых трудностей во взаимоотношениях с окружающим миром  и с родителями.

Этот конфликт совсей очевидностью свидетельствует о трудности внутренней адаптации личности ребёнка.

Врач, специализирующийся по проблемам такого сорта,  должен выявить не только симптомы, но и причины побобных нарушений. 

«Прицеливаясь всё точнее», он направит ребёнка по пути осознания своей личности, ведь к половой зрелости и подростковому возросту ребнок должен подойти в наилучших для себя условиях.

Таблица нормального развития грудного ребёнка.

 

 Ребёнок больше бодрствует. Он  пытается улыбаться и подолгу смотрит на предмет, но не следит за ним глазами.

Ребенок становится более подвижным. Во время бодрствования он легче разгибает конечности. Может держать голову. Фиксирует взгляд на предмете. Может пить из ложечки.

Без проблем удерживает голову и поворачивает её, находясь  в положении сидя. Рубёнок гулит. Способен следовать глазами за движущимся предметом.

Появляется лепет. Ребёнок созерцает окружающий мир. Тяжело переносит одиночество. Радость проявляет взрывами смехом. Ребёнок присваивает предметы, но не способен схватить их рукой. Бедечи переведённым в  положение сидя, подолгу остаётся «заклиненным» в нём. Способен есть из ложечки.

Ребёнка можно поставить на ножки. Плохо держится в положении сидя. Может хватать предметы, но у него это ещё плохо получается. Следит за предметами и находит их взглядом. 

 Ребёнок приобретает уверенность в себе. Хватает желанный предмет. Не достаточно хорошо сидит. Обходится без рожка и ест с ложечки.

Может сидеть, но самостоятельно положение сидя не принимает. Пытается вставать. Забавляется с предметами, перекладывая их из руки в руку. Манипулирует с предметами ловко и четко. Принимает пищу, сидя на своём стульчике. Пытается произносить некоторые слога: «ба ба ба», «ма ма ма». Часто повторяет эти слога. 

Становится настоящим маленьким человеком! Самостоятельно сидит, выпрямив спину. Играет с различными предметами без проблем. Ползает и иногда ходит на четвереньках. Делает попытки самостоятельно встать. Его подолгу можно оставлять в манеже, где он с долго и удувольствием играет.

Пытается самостоятельно садиться, вертясь и подтягивая себя руками. Сидя хорошо ориентируется, поворачивается к пальцам родителя, чтобы схватить их. Берёт и кидает предметы. Повторяет привычные слога. Ребёнок боится одиночества. Поэтому он разбрасывает присвоенные предметы и требует, чтобы их ему приносили. Бегает по дому на четвереньках. Ест из ложечки, хотя утром и вечером предпочитает рожок.

Способен встать, подтянувшись на руках. Произносит слова «папа – мама».

Стоит, опираясь о стул или стену. Передвигается стоя с опорой. Лопочет.

Способен ходить самостоятельно. Его речь становится более понятной и конкретной. Ребёок открывается окружпющему миру. Его любознательность «всегда бодрствует». Очень активен. Он обследует и открывает всё, что его окружает. Он хочет всё увидеть, всё сделать, всё потрогать. Больше не исследует предметы ртом.

Предыдущая статья
Следующая статья

Контактный телефон
"Учебного Центра Остеопрактики"

8 (926) 513-14-28

с 9:00 до 20:00

Смирнов
Александр Евгеньевич

Учебный Центр Остеопрактики 2018-2022 Остеодок ©  Все права защищены

*Статьи по остеопатии и работе остеопата носят информационный характер, не являются рекламой услуг.